Сон
Здравствуйте. Мне нужна помощь, потому что после двух очень страшных снов я чувствую сильную тревогу и страх.
Примерно 3 месяца назад мне приснился сон, что мой восьмилетний ребёнок умер. Во сне я очень плакала, а когда проснулась — была сильно напугана, и ещё долго оставался тяжёлый осадок и страх.
Сегодня мне снова приснился похожий сон: будто мой ребёнок упал с дерева и умер. Во сне я везла его, чувствовала полную пустоту и думала о том, как жить дальше без него. Потом я начала очень сильно плакать и громко кричать, и проснулась от собственного крика.
Сейчас мне очень страшно. Я боюсь засыпать и ещё больше переживаю за своего ребёнка. Не знаю, как успокоиться и справиться с этими чувствами.

Ответы психологов
Лучший ответ
Ирина, с точки зрения психологии страшные сны и кошмары— это естественный результат работы психики.
Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд считал, что сновидения — итог подавленных мыслей, которые всплывают в «спящем режиме»
По сути, страшные сны и кошмары — явления одного порядка, но с некоторыми различиями.
Кошмары отличает повторяемость, чёткость сюжета или деталей.
Ночные кошмары могут быть связаны с посттравматическим-стрессовым расстройством; с тревожным расстройством.
То есть, для того, чтобы Вы перестали видеть во сне кошмары, необходимо устранить причину их возникновения.
Сны иногда указывают не на переживания о прошлом, а на тревогу о будущем. Вы очень тревожный человек и, если Вы обратитесь к психологу, он поможет Вам снизить уровень тревожности. А вместе с тревожностью уйдут и кошмарные сны.
В когнитивно-поведенческой терапии есть техника, которая предлагает додумать или переписать сон. То есть человек после пробуждения сам мысленно приводит страшную историю к хеппи-энду.
Но, чтобы Вас успокоить, хочу сказать, что есть традиции расшифровки снов и они проверены временем. Согласно им, если видеть, что живой человек умер - это к его долголетию, этот человек будет жить очень долго. Ну, а плакать во сне - это к радости.
Здравствуйте, Iryna!
цитата:
Примите от меня слова поддержки. Повторяющийся сон, переполненный чувством страха за сына, действительно, способен выбивать из колеи, лишать покоя и омрачать жизнь, что, по сути, с Вами и случилось.
Как же быть? Нужно реально помогать себе, разобраться в том, какое послание несет в себе этот сон. Речь идет о работе с психологом, обладающим навыком помощи людям на основе проработки сновидений. К счастью, эту тему я довольно глубоко изучал в университете (даже писал по ней дипломную), и в последующем многократно использовал накопленные знания в работе с клиентами.
Для полноценного результата потребуется личное взаимодействие, на сегодня это онлайн(!)
Почему личное? Методика предполагает: вначале повествование о содержании сна, уточнение деталей, а потом работу с образами и персонажами сновидения, естественно включая эмоции, мотивы, символические действия...
У форума, как Вы понимаете, таких возможностей нет, но все же - кое-что мы сможем вместе предпринять.
Во-первых, прошу Вас рассказать о текущем периоде Вашей жизни. Что происходит в семье? Какие актуальные задачи стоят перед Вами, с какими трудностями сталкиваетесь? Эти сведения важны для понимания общего фона, на котором появились ТЕ сновидения.
Во-вторых, припомните, что было непосредственно за несколько дней до первого тревожного сновидения, т.е. 3 месяца назад? Может быть, были сильно впечатлены каким-то случаем в новостях, школе, где учится сын и т.п.
Третье - о сыне. Каким Вы его видите как мама? Замечаете ли признаки повышенной привязанности между вами? Как себя проявляет отец ребенка? Есть ли другие дети в семье?
Четвертое - про Ваше отношение к приметам и вере в сверхъественное. Для меня сновидение - продукт бессознательного, который несет в себе запутанное послание о впечатлениях, мыслях, мотивах, которые не нашли разрешения на сознательном уровне. Не более того. А для Вас?
Здравствуйте Ирина. Я давно работаю со сновидениями и могу точно сказать, что в 99,5% случаев сны не описывают саму реальность. Зачастую это некие символы, которые бессознательное использует для контакта с сознанием.
Само сновидение, конечно, ужасное, и это говорит об ощущении страха потери чего-то самого важного для вас. То есть страх настолько густой, что он выходит через образы смерти ребенка.
Попробуйте переключиться и посмотреть на сон с позиции таких вопросов:
Что сон пытается мне рассказать?
Чего я боюсь так же сильно, как смерти ребенка? И тут может быть страх самого страха. То есть боязнь смерти ребенка настолько сильно переживается, что сам страх стал источником боли.
Что из сильных и ярких негативных событий происходило со мной за последние 3 - 4 месяца?
Поймете источник - сон перестанет повторятся. Это проверено на 100%.
Дополнение от автора вопроса ·
Для меня ещё когда я была беременной, это был самый большой страх. Но этот сон приснился мне впервые за все эти годы. У меня один ребёнок, мы живём вдвоём. Я очень часто за неё тревожусь.
цитата:
Я очень часто за неё тревожусь
Ага, у Вас дочь. Это прекрасно.
цитата:
У меня один ребёнок, мы живём вдвоём. Я очень часто за неё тревожусь.
Одна из возможных версий трактовки сна - это послание Вам о том, что образовалась чрезмерная фиксация на дочери и ее благополучии. Волнения о ней уже превышают условно здоровые пропорции. А что же есть еще в Вашей жизни? Чем она, по сути, наполнена - занятия/деятельность? увлечения? общение? отношения? развитие и т.д.?
Это плохо. Ваш страх слишком сильный не потому, что дочери что-то угрожает, а потому, что внутри вас самой есть что-то слишком слабое и беззащитное — это нужно укреплять, делать более сильным и зрелым. И к тому же есть что-то, что спровоцировало эти сны. Страх был давно, но сами сны появились недавно. Вероятно, есть что-то еще.
В любом случае, первое, что стоит сделать — это разотождествить себя с дочкой и заняться собой. Так как сейчас велика вероятность, что вы будете воспринимать себя через нее — а это никому не нужно: ни ей, ни вам самой.
Здравствуйте. Я понимаю, насколько тяжёлым может быть Ваше состояние сейчас. Сны, связанные с потерей близких, — это один из самых сильных эмоциональных стрессов, которые может пережить человек, ведь для нашей психики во время сна эти переживания абсолютно реальны.
То, что Вы проснулись от собственного крика, говорит о высокой степени эмоционального напряжения. Давайте попробуем разобрать эту ситуацию с профессиональной точки зрения, чтобы снизить уровень Вашей тревоги.
Почему возникают такие сны?
Важно понимать, что сон — это не предсказание и не интуиция. Это работа Вашего подсознания по переработке накопленных эмоций.
Смерть во сне часто символизирует не физическую утрату, а страх потери контроля, взросление ребёнка или окончание какого-то важного жизненного этапа.
Если в реальной жизни Вы привыкли быть сильной, сдерживать стресс или сталкиваетесь с неопределённостью, психика может «выгружать» этот накопившийся страх через такие радикальные сюжеты, чтобы дать выход эмоциям.
Сон о падении с дерева может быть отражением Вашего естественного желания защитить ребёнка от опасностей мира, которое в моменты усталости принимает такие пугающие формы.
Техники самопомощи прямо сейчас
Чтобы справиться с остаточным страхом и спокойно уснуть, попробуйте следующие шаги:
1. Техника «Заземление» (5-4-3-2-1)
Оглянитесь вокруг и назовите:
5 предметов, которые Вы видите.
4 звука, которые Вы слышите.
3 тактильных ощущения (текстура одежды, холод пола).
2 запаха.
1 вкус (можно выпить глоток воды).
Это вернёт Ваш мозг из пространства сна в безопасную реальность «здесь и сейчас».
2. Рационализация страха
Напоминайте себе: «Это был кошмар — продукт моего утомленного мозга. Мой ребёнок жив, он в безопасности. Мой крик был способом организма сбросить напряжение».
3. Изменение финала (Техника рескриптинга)
Если сюжет сна всё ещё стоит перед глазами, попробуйте осознанно его переписать. Представьте, что в тот момент, когда ребёнок падал, под деревом оказалась страховочная сетка, или он просто зацепился за ветку и благополучно спустился. Доведите мысленную картинку до момента, где Вы обнимаете его, и он здоров. Это поможет мозгу «закрыть» пугающий гештальт.
Рекомендации на ближайшее время
Постарайтесь сегодня и завтра не читать новости и не смотреть фильмы с тяжелым сюжетом. Вашей нервной системе нужен покой.
Тёплый душ или ванна помогут снять мышечный панцирь, который неизбежно формируется при сильном испуге.
Посмотрите на этот сон как на «сбой в работе компьютера». Он был страшным, но он не имеет власти над реальностью.
Если подобные состояния будут повторяться или тревога не будет утихать в течение нескольких дней, имеет смысл обсудить это в рамках личной терапии, чтобы найти истинный источник накопленного стресса.
Как Вы чувствуете себя сейчас, пока читаете эти строки? Дыхание стало немного ровнее?