Надо ли куда то обращаться?
Задумываться о смысле жизни стала с 9-10лет. С 11–12 лет появились мысли о смерти и самоповреждение, настроение стало резко меняться, летом 12–13 лет был сильный спад после потери значимых отношений — апатия, слёзы, отсутствие сил, мысли “не хочу жить”. Часто дериализация. В 13–14 лет периодически были импульсивные порезы и очень сильная самокритика, эпизоды когда я могла нормально жить и эпизоды полного падения. С этого возраста началась дереализация почти каждый день, трудности с памятью и концентрацией, сильная эмоциональная чувствительность, стыд и неприязнь к себе. С 14 до 15 лет появились панические атаки (несколько раз за год), истерики, сильная усталость, эпизоды когда не хотелось вставать с кровати, пропуски школы, ухудшение оценок. Были периоды импульсивного поведения (волосы, покупки, резкие решения), тяжёлые реакции на стресс, мысли о смерти без плана, в конфликтных ситуациях появлялся импульс к суициду. Сон то нормальный, то плохой, постоянное напряжение в теле, головные боли. Сейчас чаще нейтрально, но остаются периоды “живу 20%, существую 80%”. Есть желание жить в будущем, если условия станут безопасными и стабильными.
Вообще не знаю что делать, да и все же вроде так живут? Не знаю нужно ли как то это решать, но это мешает мне жить. Боюсь что если обращусь к врачу то окажется все совсем не так как я говорю. У меня постоянно чувство будто я во сне и вот когда проснусь все изменится. Что надо еще чутка подождать и будет лучше. Иногда бывает так невыносимо больно что жить не хочется. Да и вообще уже ничего не хочется. Я начинаю спита без снов. Вообще ничего не хочется и нету смысла и сил что либо делать. Я живу по типу плохо-нормально-плохо очень долго. Мне иногда тяжело понять реальность это или это дериализация. Иногда я ловлю такой кайф от жизни что прям капец и сил и мотивации много. Но потом снова обвал. Во время упадка потом вообще почти ничего из них не помню.
(Начались головные боли постоянно и проблемы с жкт)
Не знаю что с этим делать и пройдет ли это само если длиться примерно 3-4 года? Сейчас мне более менее наконец то стабильно и я боюсь что если обращусь к врачу это больше не повторится и я просто все придумала.

Ответы психологов
Здравствуй!
Очень жаль, что тебе приходиться переживать все это в одиночку. Все что ты описываешь серьезно, это говорит о том, что твоя психика не справляется с нагрузкой и тебе действительно нужна помощь. Говорила ли ты с кем-то из взрослых о том, что переживаєш?
К сожалению, я не имею права тебя консультировать без согласия твоих родителей. Дам лишь общие рекомендации.
Если состояние длится 3–4 года и включает мысли о смерти и самоповреждение, оно вряд ли «пройдет само» просто от времени. Это похоже на затяжной процесс, который требует профессиональной поддержки.
В 15 лет тебе юридически и финансово может понадобиться помощь родителей для похода к врачу. Если отношения с ними сложные, подумай, есть ли кто-то (тетя, школьный психолог, старший друг), кому ты доверяешь. Если сейчас ты чувствуешь себя нормально - это лучшее время обратиться за помощью.
Чтобы не бояться, что ты «все придумала», начни записывать факты. Не чувства, а факты: «Сегодня 10 января, спала 4 часа, чувство сна весь день...». Когда ты придешь к врачу и покажешь такой список за 2 недели, у тебя не будет чувства, что ты придумала. И так ты сможешь отследить как долго ты на подъеме или в упадке.
В моменты "сна" используй техники заземления, которые помогут вернуться в реальність.
5-4-3-2-1: Назови 5 предметов, которые видишь, 4 звука, которые слышишь, 3 тактильных ощущения (ткань одежды, холодный воздух), 2 запаха, 1 вкус.
Возьми кусочек льда в руку. Резкий холод помогает вернуть мозг в реальность из состояния дереализации.
Відредаговано автором 10-01-2026 23:42:45
Все, что Вы описали - это проявление тревожного расстройства.
Варианта решения Вашей ситуации существует два.
1. Это психотерапия (работа с психологом или психотерапевтом, можно онлайн) потому что корень проблемы в голове, в первую очередь. То что с Вами происходит, скорее всего, не какая-то органическая патология. Поэтому в ряде случаев, психотерапии достаточно, чтобы это решить раз и навсегда
2. Второй вариант - это антидепрессант+психотерапия. Таблетки помогут стабилизировать состояние на биохимическом уровне и начать продуктивную работу с корнем проблемы в психотерапевтическом направлении. Без психотерапии антидепрессант корень проблемы не уберет, но он поможет снизить уровень тревоги и убрать симптоматику на уровне биохимии. Следовательно, Вам будет уже гораздо проще работать с головой.
Все о Ваших проблемах написать здесь невозможно. Нужна полноценная консультация с разрешения родителей.
Но, если коротко, то деперсонализация - это не опасно. Это защитный механизм, во время стресса и тревоги. Сейчас осознайте и подумайте о том, что это временное безопасное ощущение. Да неприятное. Но не угрожающее.
Довольно часто дереализация возникает при панической атаке/тревоге и на это есть свои причины:
это просто защитный механизм психики на стресс, либо переутомление. Также довольно часто бывает при недосыпе.
Довольно часто достаточно стресса от простого экзамена в школе или ВУЗе, чтобы началась дереализация. Не интенсивнае, но длительная тревога, также может приводить к дереализации. Например, длительные стрессы в семье. Постепенно психологические силы уменьшаются, запас стрессоустойчивости снижается, психика входит в состояние перегрузки и возникает дереализация.
Паническая атака - это не симптом и не заболевание (это Ваш испуг от незнания физиологических процессов). Вы УСПЕВАЕТЕ испугать себя мыслями - сердце, частый пульс (ВСЕ ЭТО ЗДОРОВОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ВАШИХ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ).
Ваша проблема решаема, но нужна помощь специалиста.
Здравствуй. К сожалению, я не знаю деталей вашей семьи, но по описанию нет ощущения стабильной опоры. Когда взрослые заняты собой, тревожны или в конфликтах, подросток может чувствовать себя один и в подвешенном состоянии. Тогда психика компенсирует через дереализацию, перепады и соматику. Это не похоже на обычную подростковость.
Ты спрашиваешь-пройдет ли само? если бы должно было, уже бы прошло. При таком наборе симптомов обычно нужна поддержка, чтобы психика стала стабильнее и не приходилось ждать очередного спада.
В этом случае я бы рекомендовала консультацию психотерапевта. В твоем возрасте это стандартная практика, и многие подростки с похожими симптомами получают улучшение.
В 15 лет доступ к специалисту формально идет через взрослых, и многое зависит от того, сколько в семье внимания и поддержки. Если в семье сложно говорить напрямую, можно заходить через симптомы: сон, боли в голове, ЖКТ, усталость.