Мать абьюзер, не знаю как с общаться с ней
Здравствуйте! Ситуация такая, что моя мать всю жизнь оказывает физическое и психологическое насилие. И это заключалось не в том, что слегка шлепнуть ребенка по попе и повысить голос, а все было намного серьёзней и из-за разных мелочей. Из детства в памяти отложились несколько случаев. Однажды она била меня и говорит, если дедушка услышит, что ты плачешь, я тебя просто удавлю. И закрыла рот рукой, чтоб меня не было слышно, я начала задыхаться от собственного плача, убрала ее руку и громко заплакала, дедушка услышал, начал заходить к нам, она его выпихивала из комнаты, и поджала дверь креслом, чтоб он не мог зайти и спасти меня. Даже во взрослом возрасте у нас практически каждый день были скандалы и жестокость. Когда мне было 25 лет я сказала, что хочу Новый год отпраздновать со своим парнем, а не с ней дома и плюс мы обсуждали что я хочу идти работать куда я хочу, а не куда она скажет. Она схватила железную трубу и сильно била меня за это. И так каждый день сопровождался скандалом из-за разных дурацких вещей, к примеру я помыла посуду и расставила тарелки по-своему и она на весь дом кричит, что я тупая, инвалид, почему я не делаю так как она. Или я поставила себе крем возле кровати, потому что мне так удобно, но она кричала, что я его должна ставить только там где она скажет. Буквально в каждой ситуации она придиралась ко мне и я не могла ничего сделать по-своему.
Когда я наконец решила съехаться со своим парнем, она кричала на меня, употребляла нецензурные слова, что я неблагодарная дочь, в которую она вложилась, вырастила без отца, который не давал деньги, и я должна до конца жизни жить с ней. И если я хочу завести семью, то я должна привести мужа, чтоб он жил с нами, но ни в коем случае не жить самостоятельно. Когда я всё-таки ушла, я думала, что наши отношения, наладятся, потому что не будет бытовых скандалов. Но она продолжает даже через звонки докапываться. К примеру, когда я решила выйти замуж и сменить фамилию, она запретила это делать и два дня скандалила, почему я её не слушаю и делаю так, как хочу я.
Новый год я не могу отметить в своём новом доме вдвоем с мужем. Я должна отмечать вместе с ней, потому что она выгнала отчима и сейчас одна. Я понимаю, что, с одной стороны, это некрасиво оставлять человека в новогоднюю ночь одного, когда все люди семьями отмечают и веселятся, а она будет сама в одиночестве за столом, но с другой стороны выходит что не могу жить так, как я хочу, и остаюсь привязана. И я не знаю, что мне делать в этой всей ситуации.
Нравится: 1 из 1

Ответы психологов
Павел Леонидович Басанский психолог
Київ ·
Здравствуйте, Анастасия!
По поводу мамы всё понятно, даже без консультации психиатра, на которую она не пойдёт 100%, так как с ней "всё в порядке", "это всем остальным нужно лечиться" и т.п. - нарциссически-психопатическая личность, смешанный тип. Чего больше не понятно, может и поровну того и другого. Крайне деструктивный и токсичный вариант. Встречал таких - жуть. Общаться с ними - значит себя разрушать. Потому единственный естественный и здоровый выход: ИЗБЕГАТЬ общения с подобными.
Вообще. И вполне закономерно, что такие родители оказываются в одиночестве.
Заслуженном! Ибо всё сделали для этого. Все возможные гадости и мерзости.
Но тут не понятно по поводу вас. КАК после всего произшедшего вы продолжаете с ней общаться?! ЧТО вами движет?! Дочерний долг? Навязанное мамой обязательство? Психологическая зависимость от неё? Психологическое сходство с ней? Или ВСЁ сразу?
Вы уже задавали здесь подобный вопрос. И я точно отвечал, помню. Реакция ваша была негативной и непонятной. И будет жаль, если и сейчас будет то же самое.
Есть шанс задуматься и сделать правильные выводы из ситуации. А не ходить по кругу.
Дополнение от автора вопроса ·
↩ Реакція на відповідь № 388045 для Павел Леонидович
Я видела ниже похожий вопрос, но это была не я) ситуация да очень похожая с моей.
Мной движет наверно да, какой-то долг или не знаю как это назвать… Все таки родная мать и как-будто бы нужно держать какую-то связь. Вот если созвониться раз в неделю мне еще нормально, если конечно она по телефону не устраивает скандалы. Но вот отмечать какие-то праздники или события в жизни мне вообще не хочется. И не знаю как поступить, на примере того же Нового года, говорить сиди одна , а я приду потом, вроде бы и некрасиво
Павел Леонидович Басанский психолог
Київ ·
Да, я знаю, что это:
https://upsihologa.com.ua/ask/ask.php?id=63436
не ваш вопрос, там вообще патология, не только в отношениях с мамой, но и в самой личности спрашивающей. Там не с кем вести диалог. Такое, увы, бывает. Когда спрашивающий ничуть не лучше того, на кого жалуется. А бывает, что и значительно хуже)
Но вы точно! задавали уже свой вопрос здесь - это видно по некоторым отметкам, которые видят психологи. Может, правда, это был чуть другой вопрос. Но не суть.
Теперь по существу вопроса.
цитата:
Все таки родная мать и как-будто бы нужно держать какую-то связь
КОМУ нужно? Или перед КЕМ нужно? Вам? Маме? Родственникам? Каким-то незнакомым людям, которые что-то там такое подумают или скажут?
цитата:
говорить сиди одна , а я приду потом, вроде бы и некрасиво
Кто так говорил - "некрасиво"? Сама мама? Или кто-то другой?
цитата:
Вот если созвониться раз в неделю мне еще нормально, если конечно она по телефону не устраивает скандалы
Значит такого графика общения с мамой и стоит придерживаться. Как нормально и как удобно. Чтобы было БЕЗ насилия над собой.
Відредаговано автором 06-01-2026 20:05:33
Очень грустно и страшно читать ваш рассказ. Вашей матери нужен явно психиатр.
А вам нужна длительная психотерапия, чтобы отделиться от матери психологически. Отсутствие сепарации влияет на все - самооценку, отношения с другими людьми, с мужчиной, на то, как вы будете выстраивать отношения уже со своими детьми. То, что вы пишите про то, что это родная мать, надо держать связь это все установки общества и возможно ваше чувство вины/стыда, что нет желания общения, есть желание дистанцироваться. Но от таких людей, как ваша мама нужно держать как раз большую дистанцию. Это не те люди, с кем можно договориться, выстроить хоть в какой-то мере здоровые отношения. Это не призыв разорвать отношения. Возможно вы для себя выберете какой-то формат, который ВАМ комфортен. Но это будет то, что вы хотите, а не то, что звучит из каждого утюга про то, как нельзя плохо общаться с родителями, ведь это родная мать/отец.
https://upsihologa.com.ua/separaciya-ot-roditeley--chast-1-51zhemchug.html
https://upsihologa.com.ua/separaciya-ot-roditeley--chast-2-03zhemchug.html
Это статьи про сепарацию, чтобы лучше понимать зачем она и в целом, что это такое.
Прочитала ваш рассказ про мать-абьюзера, которая не способна на любовь. к своему ребенку.
Она воспитывала вас по принципу “я лучше знаю как тебе хорошо”, используя насилие как доказательство своего знания.
Между абьюзом и токсичностью едва заметная, тонкая грань. Мать - абьюзер вредит ребенку, осознавая свои действия (если она психически здорова). Токсичная мать - делает это неосознанно, просто она “ядовитая” по своей природе.
Ваша психика адаптировалась для выживания в условиях насилия в семье. У вас снижено ”чувствование себя” и своих эмоций. В вашей взрослой психике живет “травмированный ребенок”, нуждающийся в материнской заботе и любви.
Поэтому вы тянетесь к матери, которая не может дать вам любовь, а вот покалечить может. Физически она еще этого не сделала, а вот ваше психическое здоровье покалечено. Вы уже не очень отличаете норму от патологии, стремясь общаться с родительницей.
Одиночество мамы не ваша ответственность, не вы ее сделали одинокой, и не от вас зависит, что она не смогла найти партнёра для жизни. Мама часть вашей жизни, бесспорно, но она должна соблюдать границы дозволенного. А пока мама играет на вашем дочернем долге, на чувстве долженствования и на желание взвалить ответственность за свою жизнь на вас.
Дайте себе установку, что вы ничего не должны сверх ваших сил в этом мире ни одному взрослому, самостоятельному человеку. Вы не ее обслуживающий персонал, не рабыня ее убеждений и ее неустроенности
Не ведитесь на манипуляции мамы, ее обиды. Кстати, абьюзеры - великолепные манипуляторы.
Не разрешайте паразитировать на вашем психологическом благополучии, у вас своя семья. Да. она часть вашей жизнь, но не ее основа. Вы не должны везде брать с собой мать, отмечать с ней праздники. Она не ваше приложение. Муж и семья - ваш приоритет. Звонит, не берите телефон, если нет желания выслушивать очередные претензии.
Ваши Психика и Душа сами себя не вылечат. Нужна помощь психолога.
Відредаговано автором 07-01-2026 03:15:37
Алла Веленко психолог
Київ ·
Доброго ранку Анастасіє.
Коли народжується дитина, вона абсолютно безпомічна не лише фізично, вона також абсолютно не орієнтується як соціально, так і психологічно в цьому світі. І єдина можливість вижити - це у всьому покладатися на тих дорослих, які про неї дбають. Саме тому основні поведінкові моделі та установки формуються від самого народження і стають тими рефлексивними діями та реакціями, які керують життям в дорослому віці. Значимі дорослі стають тими, хто стає ніби частиною дитини навіть тоді, коли дитина дорослішає. Бо вони - це певний перший і найбільш глибокий приклад контактування із зовнішнім світом.
Окрім того, існує ще один надзвичайно потужний парадокс. Чим менше любові давали батьки, та ж сама мама, як у Вашому випадку, тим сильніше дитина прив'язується до неї і тим більше почуття провини може відчувати тоді, коли абсолютно ні в чому не винна.
Чому? Тому, що дитина жити без почуття любові, тепла, ніжності не може. І якщо цього не вистачає, дитина, оскільки вважає своїх рідних дорослих практично богами, і ще не вміє ні аналізувати, ні робити якісь висновки, ніколи не звинувачує їх, вважаючи, що вони праві. Це відбувається несвідомо, автоматично записується як програма. А звинувачує, завжди лише себе "Я неправа, неправильна, не так себе поводжу, не так все роблю...", що формує певний, дуже залежний психо-емоційний, жертовний рівень стосунків. Коли дитина з усіх сил намагається бути кращою, більше догоджати, старатися бути слухняною. Адже, впевнена, що це тільки вона сама винна в тому, що її не люблять так, як вона б хотіла. І такий тип залежних стосунків зберігається до тих пір, поки на тому ж рівні підсвідомості не відбудуться серйозні психо-емоційні, поведінко-рефлексивні трансформації вже в дорослому віці. Що дасть можливість нарешті психо-емоційно сепаруватися (від'єднатися) від мами. І дозволить, нарешті, позбавитися гнітючого почуття провини, дасть можливість побачити стосунки з мамою зі сторони. Вийти зі стану хворобливої залежності і отримати змогу самій вирішувати, що Ви хочете, і що краще для Вас самої. При цьому, аж ніяк не забуваючи про маму.
Ви пишете "Мать абьюзер, не знаю как с общаться с ней".
Що зовсім не дивно. Адже у Вас ніколи не було прикладу здорового ставлення мами до Вас. І здавалося б, достатньо розібратися та зрозуміти як поводитися правильно, як відстоювати своє бачення життя, свої бажання... Та, на превеликий жаль, цього замало. І саме тому, навіть розуміючи, що мама аб'юзер, не вдається правильно поставити себе під час спілкування, щоб вона почала поважати Вас і з Вами рахуватися.
Бо на 97-98% нами керує та сама підсвідомість, де і сформовані в дитинстві правила спілкування з мамою...
А це рівень рефлексів, почуттів та емоцій, до якого ми самостійно доступу не маємо.
Окрім того, на мою думку, у Вас залишається величезна кількість непрожитих дитячих травм та поведінкових блоків, які потребують серйозної психо терапії. Навіть, якщо Ви самі думаєте, що всі проблеми залишилися позаду... Адже, саме дитячі травми найглибші і найнебезпечніші, бо вони приховані...
І ще. Ви нічого не пишете про батька.
Але ж батько - це, так само, частина дитини, навіть, якщо він був відсутній у житті. Бо батько - це перший чоловік в житті дівчинки. Тому саме батько, як прообраз чоловіка та стосунків в парі, має не аби який непомітний, але надзвичайно важливий вплив. Що може, безпосередньо, впливати на стосунки з чоловіком в майбутньому.
Я правильно зрозуміла, Вас частково замість батька виховував дідусь? Як склалися стосунки батька та Вашої мами?
Відредаговано автором 07-01-2026 08:20:54
Доброе утро, Анастасия!
цитата:
МАТЬ АБЬЮЗЕР, НЕ ЗНАЮ КАК С ОБЩАТЬСЯ С НЕЙ
С мамой как будто все понятно. При этом диагнозов ей ставить не буду, поскольку в этом нет смысла, да и необходимости как таковой - для Ваш же, как видно, важнее другое. Спрашиваете, как с ней общаться?
По сути, Вы и до сих пор с ней общаетесь. И при этом что-то к ней испытываете. И по отношению к себе, между прочим, - тоже.
Мне кажется, именно от СВОИХ чувств, желаний, потребностей и стоит отталкиваться(!)
В этой связи, расскажите, что Вы чувствуете по отношению к маме, когда она
цитата:
моя мать всю жизнь оказывает физическое и психологическое насилие
?
В условиях прессинга, диктата, шантажа и манипуляций со стороны мамы, какой Вы себя чувствуете?
Свой пост Вы завершили описанием дилеммы -
цитата:
с одной стороны, это некрасиво оставлять человека в новогоднюю ночь одного, когда все люди семьями отмечают и веселятся, а она будет сама в одиночестве за столом, но с другой стороны выходит что не могу жить так, как я хочу, и остаюсь привязана.
Как же ее разрешить? Давайте попробуем представить - Вы и дальше продолжаете подчиняться маминому диктату (в том числе и сформированным под влиянием мамы взглядам о дочернем долге), сможете ли в таком случае организовать свою жизнь так, как хотите сами? Ослабить нездоровую привязанность сможете?
Если не сможете, то какой же вывод напрашивается?
Может быть, выберите СЕБЯ?
Вам не страшно от такой мысли?
Кстати, этот выбор может осуществляться как решительно и радикально, так и постепенно, последовательно и бережно.
Радикально, значит, оборвать связь, отдалиться.
Второй вариант умеренный - всякий раз идти за своим желанием, давая маме внятный и твердый ответ на ее неприемлемые требования(!) При этом, разумеется, укреплять уверенность в себе, чувство самоценности и умение быть психологически взрослой в общении с мамой. На этом пути Вам обязательно поможет взаимодействие с психологом.
Еще хочу уточнить, какую позицию по поднятому вопросу занимает Ваш муж? Чувствуете ли Вы от него поддержку? Можете ли на него опереться в трудной ситуации?
Также от меня Вам видео "Дети - родители. Кто кому должен?"
https://upsihologa.com.ua/audio-video-462
Дополнение от автора вопроса ·
Когда я жила с ней, то во время скандалов, хотелось собрать вещи, хлопнуть дверью, уйти и не общаться с ней вообще.
Сейчас я ушла, и общение выглядит так что мы созваниваемся раз 5 дней, и могу прийти ее наведать раз в 2-3 недели. Для меня это просто как сделать одолжение, базовый минимум, потому что так «надо» что ли - семья. Я оттягиваю эти встречи до последнего, так как нет желания чаще видеться. Сейчас слава богу физического насилия нет, так как живем отдельно, если б оно было, то я бы тут уже точно бы оборвала связь.
Психологическое да осталось. Но я просто не знаю как «правильно» , то ли просто нужно таких людей хоть как-то ставить на место и продолжать редкое общения как делаю я, или есть еще какие-то варианты.
Когда она начинает критиковать , указывать мне, я всегда с ней спорю отстаиваю себя, и это превращается в невероятный скандал, и она потом даже говорит что у нее прихватывает сердце и бросает трубку. Я на это никак не реагирую, понимаю что манипуляции.
Чтобы психологически отделиться от матери нужна психотерапия. Просто потому что должен быть кто-то взрослый, устойчивый, на кого вы можете опереться в этом процессе сепарации. Это непросто, будут откаты в виде чувства вины и долга, но с каждой сессией будет становиться легче и более устойчиво будете себя чувствовать.
Хорошо, что вы живете отдельно. Это важно.
По поводу скандалов, то вам нужно не спорить и не доказывать, а сразу прекращать разговор и уходить, не выслушивая мать. Что-то говорит плохое - предупреждаете, что если она продолжит в этом духе- вы уйдете, т дальше выполняете обещание. Продолжает говорить гадости и да, уходите. И так рад за разом. Будут обвинения, крики, обиды, то на это не реагировать.
цитата:
Когда она начинает критиковать , указывать мне, я всегда с ней спорю отстаиваю себя, и это превращается в невероятный скандал
Подумайте, прислушайтесь к себе - с какой целью пытаетесь спорить, если знаете характер мамы? Какой от этого прок?
Павел Леонидович Басанский психолог
Київ ·
цитата:
Вполне естественное и здоровое желание, не так ли?
цитата:
Для меня это просто как сделать одолжение, базовый минимум, потому что так «надо» что ли - семья
Ещё раз повторю свои вопросы: КОМУ надо? Или перед КЕМ надо? Вам? Маме? Родственникам? Каким-то незнакомым людям, которые что-то там такое подумают или скажут?
Вопросы довольно важные для понимания своих мотивов и степени зависимости от.
цитата:
Психологическое да осталось. Но я просто не знаю как «правильно» , то ли просто нужно таких людей хоть как-то ставить на место и продолжать редкое общения как делаю я, или есть еще какие-то варианты
Несколько сложней. Вначале спокойно очерчивать границы и таким образом ставить на место, а затем - исходя из понимания данного человека (мамы или кого иного) и степени изменения поведения РЕШАТЬ, общаться ли вообще и если общаться, то с какой частотой и степенью эмоциональной близости.
цитата:
Когда она начинает критиковать , указывать мне, я всегда с ней спорю отстаиваю себя, и это превращается в невероятный скандал, и она потом даже говорит что у нее прихватывает сердце и бросает трубку. Я на это никак не реагирую, понимаю что манипуляции
Естественно, первое желание - это себя ОТСТОЯТЬ-ЗАЩИТИТЬ, но данное желание вряд ли найдёт отклик и понимание у вашей мамы. Догадываетесь, ПОЧЕМУ?
И то, что никак НЕ реагируете на мамины манипуляции чувствами вины и жалости, здорово. Надеюсь, что и НЕ чувствуете ни вины, ни жалости. Или всё же чувствуете?
Алла Веленко психолог
Київ ·
Ви пишете "Психологическое да осталось. Но я просто не знаю как «правильно» , то ли просто нужно таких людей хоть как-то ставить на место и продолжать редкое общения как делаю я, или есть еще какие-то варианты".
Як на мене, єдина можливість контактувати з такими людьми, як Ваша мама - це тримати їх на відстані. (Як Ви і робите насправді, живучи окремо). При цьому кожного разу, коли мама починає поводити себе неправильно, ставити конкретні вимоги до Ваших наступних зустрічей. Тобто, спілкування може відбуватися лише за умови спокійного спілкування без претензій та критики.
Але саме тут, як на мене, і криється основна проблема для Вас. Адже, для того, щоб ставити умови і їх дотримуватися, Вам самій необхідно бути під час спілкування з мамою внутрішньо самодостатньою та врівноваженою. Тобто, мати здатність дивитися на стосунки ніби зі сторони.
"Когда она начинает критиковать , указывать мне, я всегда с ней спорю отстаиваю себя, и это превращается в невероятный скандал..."
А цього, на превеликий жаль, не стається. Адже, з дитинства залишається та сама внутрішня психо-емоційна залежність від мами, глибинна прив'язаність, про яку я писала вище. І мама це несвідомо відчуває. Вона відчуває цю саму внутрішню залежність і "пробиває" Вас критикою, змушуючи включитися в скандал. Який їй дає відчуття, нехай і хибного, але домінування над Вами. Що допомагає прив'язувати Вас до неї ще міцніше, бо емоції зі знаком "-" сильніші за емоції зі знаком "+".
Певне, можна роками намагатися зовні відсторонюватися від мами, ще рідше зустрічатися, щоб не скандалити і не мати додаткових емоційних качель, але мама залишиться Вашою мамою до кінця Вашого життя. І сам цей факт не дасть можливості внутрішньо повністю заспокоїтися, і жити щасливо поки не буде викорінена головна проблема... проблема відсутності психо-емоційної сепарації з мамою, блоки та травми, які залишаються невидимо з дитинства.... і так само невидимо, впливають на відчуття внутрішнього щастя та саме життя.
Чи не тому мої питання поставлені в попередньому коментарі так і залишилися без відповіді, бо потребують серйозної внутрішньої трансформаційної роботи? А це, зрозуміло, дуже нелегко.
Відредаговано автором 08-01-2026 09:27:13