Как спокойно реагировать на "предвиденные" события
Здравствуйте, у меня диагностировано социофобию, ОКР и в целом, я тревожный человек. Не раз доводилось слышать, что таким людям нужно помочь увидеть, что их тревоги во многом иррациональны и шанс их воплощения в реальность крайне мал. А что делать, если они реально случились? Особенно, когда это не впервой и особенно, когда это один из самых худших для тебя прогнозов? Как убедить свой мозг в этих моментах в том, что это произошло не потому что, например, ты не выполнил какой-то ритуал, а потому что так сложились события. Уже много лет прошло с того, как я как раз таки не выполнила один из ритуалов, надеясь их побороть, при этом думая "кто-то из родственников умрёт, если этого не сделать" и это реально произошло, мой самый яркий пример из жизни. Также с социальной тревожностью и просто тревожностью, сценарии могут исполниться и из-за этого очень усугубляется ситуация, хотя казалось бы, вот-вот идёшь на поправку и ничего больше не случиться.

Відповіді психологів
Здравствуйте.
Ответ на Ваш вопрос и в принципе на переживания которые Вы описываете совсем не простой. Ведь Ваши страхи, тревоги, мысли следствие тревожности и ОКР, и для облегчения этих состояний нужна постоянна работа с психиатром и терапевтом. Разделения убеждений про "воплощение" мыслей и ритуалов, поскольку образно говоря - события которые идут после чего-то, не значит что идут в следствии чего-то. Рационально это легко сказать, но для облегчения противоположный убеждений нужна работа. И при тревоги это одни процессы, при ОКР другие. Крайне рекомендую не справляться с этим самостоятельно.
"И ничего больше не случится"- большая иллюзия, на которую вряд-ли есть смысл опираться, ведь такая "опора" ненадежна.
В жизни случаются разные тяжёлые события. Люди умирают, болеют, разрушаются их дома.
Вопрос НЕ в этом.
А в том, ЕСТЬ ЛИ СВЯЗЬ этих событий с вашими ритуалами?
А её НЕТ.
Иначе, если бы она была, то Вы могли бы вершить судьбы людей, останавливать войны, избегать болезней и т.п.
А это ведь не так?
Потребность контролировать, как защитная стратегия для снижения тревоги - да.
Но сам "контроль", особенно касательно других людей- иллюзия.
Ритуалы помогают снизить тревогу- да.
Но они НЕ имеют никакого отношения к "реальной реальности", т.к. ни у кого нет такой силы, чтобы воздействовать на других людей.
Тревоги действительно могут быть иррациональны- и тогда действительно важно это заметить.
При этом в жизни есть и другие моменты, которые могут тревожить- и тут важно разобраться, что можно сделать в реальности, чтобы чего-то избежать ( например, переходить по переходу, не совать руки в кипяток, иметь заряженный пауэрбанк при отключения света и т.п), и найти опоры в тех ситуациях, которые от нас не зависят ( вспомнить о тех своих качествах, которые уже помогали преодолеть сложности, укрепить какие-то свои навыки, подумать о том, к кому можно было бы обратиться за помощью и т.п.)
С тревогой важно работать, ведь именно она нуждается в снижении (в вашем случае за счёт ритуалов).
При этом важно отделять ритуал, как "способ снижения тревоги " и ритуал, как "способ влияния на Мир"- второе НЕ реально.
Доброе Утро!
Принять тот факт... что люди умирают.
Так устроен мир...
И тут не какими ритуалами - это не остановить, и не побороть.
Это течение жизни такое... люди приходят, и люди уходят...
А с тревожностью идти на психотерапию к психологу - так как это длительный процесс.
Здравствуйте!
цитата:
КАК СПОКОЙНО РЕАГИРОВАТЬ НА "ПРЕДВИДЕННЫЕ" СОБЫТИЯ
Как реагировать на ... - давайте с этим разбираться. Одни события по силе воздействия на психику могут весьма существенно отличаться от других. В любом случае спокойно реагировать не получится. Да и не нужно. А вот степень эмоциональной реакции при этом может варьироваться, скажем, от сожаления и до глубокого чувства горя.
В то же время стремление стать бесчувственным является пагубным и иллюзорным одновременно, ибо будет означать "остановку" жизни.
цитата:
Не раз доводилось слышать, что таким людям нужно помочь увидеть, что их тревоги во многом иррациональны и шанс их воплощения в реальность крайне мал. А что делать, если они реально случились?
Вы подразумеваете "иррациональные" тревоги, которые нашли воплощение в реальности? Но тут какая-то путаница в понятиях: иррациональное и рациональное - это же буквальные противоположности.
цитата:
Как убедить свой мозг в этих моментах в том, что это произошло не потому что, например, ты не выполнил какой-то ритуал, а потому что так сложились события.
Самостоятельно вряд ли получится убеждать свой мозг в очевидных вещах. Для этого потребуется иной подход, в основе которого основополагающее явление - БЕЗОПАСНОСТЬ во всех ее проявлениях.
Тревожному человеку необходим длительный опыт безопасного общения с безопасными людьми в безопасной обстановке, поскольку на глубинном уровне он виспринимает Мир как нечто очень опасное(!) Поэтому так важна идентификация страхов и конструктивная работа с ними.
Такие возможности предоставляет психотерапия и поддерживающая среда.
Кстати о
цитата:
диагностировано социофобию, ОКР
Какой специалист проводил диагностику? Что вам порекомендовал и какое лечение назначил?
цитата:
Также с социальной тревожностью и просто тревожностью, сценарии могут исполниться и из-за этого очень усугубляется ситуация, хотя казалось бы, вот-вот идёшь на поправку и ничего больше не случиться.
Думаю, что важно учиться замечать и отличать объективные события, которые, действительно, укладываются в некие сценарии, от присваивания магических качеств своему воображению, которое по ряду причин обслуживает разного рода страхи.
Ваши социальные страхи про что? Примеры привести можете?
И в целом, какие преимущественно мысли запускают процесс тревоги?
цитата:
казалось бы, вот-вот идёшь на поправку и ничего больше не случиться.
Случится. Причем обязательно ... как радостное, так и печальное, как то, что вас касается непосредственно, так и то, что будет крайне далеко от вас. С вашим участием или без.
В равной мере многие события могут происходить по вашей воле, поскольку вы их СРЕЖИССИРОВАЛИ, то есть хотели/планировали/приложили усилия и ОСУЩЕСТВИЛИ.
Отсюда вывод - чем большим будет поле вашего реального влияния на свою жизнь, тем меньшим окажется пространство иррациональных тревог и страхов.
Відредаговано автором 30-10-2025 10:36:29
В целом, тут нужна работа с психотерапевтом и длительная.
Но вам хорошо бы себе напоминать, что вы не всемогущий Бог, которые одним своим действием предотвращает смерти и болезни. От вас вообще не зависит умрет кто-то, будет жить, как будет жить и тп.
Но эта иллюзия всемогущества, контроля это ваша защита от каких-то очень болезненных переживаний, с которыми по другому пока справляться не получается.
Поэтому с этим в психотерапию