Запуталась в отношениях с друзьями
Здравствуйте, уважаемые психологи.
У меня возникла одна, как по мне, большая проблема, выхода из которой пока что не вижу. Начну издалека для лучшего понимания ситуации. С самого детства я не была заводилой и лидером, а больше держалась отдельно от остальных детей в той же дворовой песочнице. Классе во втором положение улучшилось и у меня начали появляться друзья, начала активничать и все пошло лучше. Потом в 5 классе к нам перешли две девченки и я начала с ними дружить. Но получилось опять по принципу "третий -лишний" и этим третим была я. Сначала они просто перестали со мной общаться и настраивать друг против друга негативно. Потом подключили весь класс и в результате я стала серенькой мышкой, которую на протяжении 4 лет вообще не замечали. Были у меня знакомые, но ни с кем не могла быть открытой, так как боялась повторения той ситуации. При чем я была основательно серой мышкой. Сидела на последней парте одна и меня даже учителя не замечали. В 10 классе я перешла в другую школу (в той увидела перспективы для поступления в вуз). С самого начала тоже была такой же мышкой (как я ни обещала себе, что с переходом жизнь изменится, перестроиться быстро на новый лад не удалось). В результате дело пошло лучше где-то к Новому Году. После этого у меня и круг общения расширился. Сначала этого учебного года (выпускного класса) все пошло, как по маслу. Меня начали и на тусовки звать, и я уже стала себя увереннее в школе чувствовать. Более того, стала заводилой нашей компании, в которой две мои подруги (как-бы лучшие), два друга и я. Часто собираемся, праздники отмечаем вместе, дни рождения, новый год... В общем все. Но все равно есть ощущение, что что-то не так. Проблема в том, что эти ребята и девченки отличные люди, но только стоит нам собраться вместе, начинается пьянка, все, кроме меня и еще одного парня курят и тому подобное. Более того, еще хвастаются друг перед другом кто кого перекурит. Это первое, что меня смущает. Второе - это то, что я очень устаю с ними. Дело в том, что я по натуре достаточно серьезная, наполеоновские планы на будущее и тому подобное. И в этой компании я не могу быть самой собой. Играю так, что все верят, что я - душа компании, но после подобной игры из меня как будто все соки выжимают. И проблема вот в чем: я не знаю что делать. Мне хочется с ними дружить, так как они все - отличные люди по отдельности, но это совместное деградирование меня просто убивает.
Заранее спасибо за любой совет.

Відповіді психологів
Доповнення від автора питання ·
И еще хотела бы дополнить, чтобы у вас не сложился обо мне образ неудачницы. На самом деле мышкой я была только в школе. В остальных сферах жизни (будь то художка или лагерь) у меня достаточно знакомых. Разве что друзьями могу назвать лишь единицы, но это действительно те люди, от которых, позвонив ночью со словами "не спится" можно услышать "ну тогда давай поболтаем" (что-то вроде того =). Еще много друзей осталось с путешествий (поездила по миру уже немного). Как те, кто был со мной в одной группе, так и знакомые из тех стран, которые я посещала. Да и в школе никогда не отставала. Поэтому не думайте, что я неудачница (перечитала свое сообщение и поняла, что могло создаться такое впечатление). Просто в школе у меня был определенный период (как я его называю - застоя), повторения которого я боюсь. В интернете нашла такую фразу "лучше быть одному, чем вместе с кем-попало". Но я уже поняла каково быть одной и очень боюсь повторения, а поэтому боюсь и с друзьями стать самой собой полностью (конечно, полностью себя переделывать для друзей мне не удавалось да и не нужно было). Да и страшно что будет в универе.
Евгений Выгузов психолог
Маша то, что Вы описываете - это страх одиночества + страх отвержения.
Страх одиночества с возрастом будет только увеличиваться (это свойственно всем женщинам)... Например к тридцати может начаться паника "пора выходить замуж и срочно рожать детей" как следствие жизнь с нелюбимым (но очень хорошим) человеком и единственная отрада - дети (если повезет).
Страх отвержения - это внутренняя уверенность, что если будете сама собой - вас точно не примут... - необходимо играть роль.
Для того, чтобы быть самим собой - нужно иметь смелость, которой похоже у Вас пока нет. Для того, чтобы жить полной жизнью нужно иметь смелость и терпение.
P.S. Хочу заметить, что с подобными ситуациями сталкиваются все люди (и мужчины и женщины), это нормально... Далеко не все находят в себе смелость быть собой и жить по настоящему - это нормально...
Оксана Молчанова психолог
Здравству Маша! Ты ведь сама понимаешь, что это не твой стиль жизни. Ты хочешь добиться в жизни успеха, а эта компания снижает твои шансы. Если все так пойдет и дальше, они тебя "сломают". Общение с друзьями должно приносить радость, а не напрягать, иначе это не друзья. Не бойся, у тебя обязательно появятся друзья, просто будь собой, чаще думай о других, интересуйся их проблемами, искренне улыбайся и смотри людям в глаза. Не жди, что кто-то сделает что-то для тебя. Сама сделай что-то для других. Самое главное - будь искренней не только с другими, но и с собой, особенно с собой.