Что делать когда чувствуешь себя дома гостьей?
Помогите разобраться в возникшей ситуации. Я ухаживала за больными родителями, мать умерла в начале войны. После их смерти нам с братом досталась квартира, так как началась война я вынуждена была уехать. Брат после развода вернулся в родительскую квартиру и стал там жить. Спустя год у брата появилась девушка и они стали жить у нас с моего разрешения. Она переехала к нам со своей мебелью и вещами. Когда неделю назад я вернулась домой, то почувствовала себя гостьей в своем же доме, потому что избранница брата стала хозяйкой в доме. Как мне вести себя в данной ситуации чтобы мы не раздражали друг друга? Как мне строить отношения с новой молодой семьей, если мы живем в одной квартире и из-за финансовых проблем сейчас не можем разъехаться? Как строить отношения с невесткой? Как строить быт, чтобы никому не мешать?

Ответы психологов
Лучший ответ
Добрый день, Татьяна!
цитата:
ЧТО ДЕЛАТЬ КОГДА ЧУВСТВУЕШЬ СЕБЯ ДОМА ГОСТЬЕЙ?
Печально, но от реальности никуда не денешься. Есть проблема - это Ваше ощущение себя гостьей(!)
Если проблему не решать, она так и останется грузом на душе.
Но как решать? С чего начать?
Пожалуй, стоит начать с ПРИЗНАНИЯ очевидного факта - это я выбираю ЧУВСТВОВАТЬ себя гостьей(!)
Речь в данном случае идет об ответственности за свои эмоции, свои представления и свои действия.
Как можно заметить из текста, Вы отдаете предпочтение брату и его девушке как хозяевам положения. Испытываете неловкость, стеснение, мол, потревожили их налаженную жизнь. Но, простите, нет ли в таком подходе искаженного понимания Вами своих прав? Представлений о деликатности, порядочности, воспитанности и границах совместного проживания?!
цитата:
Я чувствую себя лишним человеком в квартире
Думаю, стоит повнимательнее взглянуть на:
- есть ли реальные проявления недовольства со стороны брата и его девушки в связи с Вашим возвращением домой?
- замечаете ли Вы у девушки брата желание и готовность обсуждать условиями совместного проживания и сфер ответственности по ведению домашнего хозяйства?
- решаетесь ли Вы сами начать разговор о правилах сосуществования?
Еще. Подумайте и услышьте внутри себя ответ на вопрос - если не Вы позаботитесь об удовлетворении своих потребностей, то кто это сделает вместо Вас?
цитата:
Мне бы хотелось чтобы у нас были отношения как у близких родственников, с совместными праздниками и традициями и при этом не нарушать личное пространство друг друга
При расположенности всех участников многое возможно. Что Вы лично готовы в этом плане предпринять?
Відредаговано автором 24-03-2026 11:29:12
Татьяна, ответ на ваш вопрос зависит от того, с чем именно сложно разобраться- что в этом совместном проживании Вас эмоционально затрагивает больше всего?
С чем не получается справиться?
Вы пишете "чтобы не раздражать "- это слышится как несколько односторонний подход, только с вашей стороны (?).
Раздражает ли Вас что-то в этом совместном проживании ?
Как бы Вам хотелось, чтобы было организовано это проживание?
Дополнение от автора вопроса ·
У брата уже сложившаяся семья, свои традиции, налажен быт. Я чувствую себя лишним человеком в квартире, т.к. я воспитанный человек мне банально не удобно пройти на балкон через их комнату, есть вопросы по пользованию кухни.
Звучит так, что "наложенный быт" брата вроде как имеет большую значимость, чем ваш комфорт?
Вы тут НЕ гостья.
Но вроде как Вы так (не гостьей) сами себя не чувствуете?
Понятно, что вопрос входа в чужие границы нуждается в адекватном регулировании с уважением к мнению каждого.
Для себя Вы знаете, как хотели бы изменить правила на кухне и как хотите устроить именно Ваше личное пространство?
Відредаговано автором 23-03-2026 12:29:17
м Кам'янське ·
]ЧТО ДЕЛАТЬ КОГДА ЧУВСТВУЕШЬ СЕБЯ ДОМА ГОСТЬЕЙ?
Как вы чувствовали себя в этой квартире до отъезда? Кто был в ней хозяйкой?
Если я правильно поняла, то вы совсем недавно приехали. Скорее всего, сейчас происходит процесс адаптации к старым, а для вас фактически новым условиям. Это стресс для вас и все чувства и эмоции обострены. Дайте себе время постепенно привыкнуть к новой реальности, новым условиям и новому человеку. Обсудите с братом и его девушкой правила общежития в квартире, учитывая интересы всех сторон, а не только их семьи.
«…чувствую себя лишним человеком в квартире, т.к. я воспитанный человек мне банально не удобно пройти на балкон через их комнату…»
Думаю, что « лишней» вы себя почувствовали не сами по себе, а вам « помогли «. Брат? Его девушка? Оба дали вам понять, что не рады вашему приезду?
Конечно, за несколько лет, их быт уже налажен, они привыкли жить вдвоем. Но,… они же знали о том, что вы можете вернуться? Поэтому, ответственность за комфортный быт лежит на ВСЕХ проживающих в квартире. И желательно договориться так, чтобы несмотря на ваше хорошее воспитание, вам было бы «удобно» пройти на балкон. Для этого достаточно постучать и спросить разрешения войти.
«…избранница брата стала хозяйкой в доме»
Я думаю, что все же она в. и. о. хозяйки. Вы юридически являетесь собственницей квартиры? Поэтому, верните себе свое законное право быть в ней хозяйкой и тогда, все станет намного проще. Вы сможете строить
«…отношения как у близких родственников, с совместными праздниками и традициями и при этом не нарушать личное пространство друг друга»
Ірина Леонідівна Рябцова психолог
Одеса ·
Добрый день, Татьяна.
Я так понимаю, описываемая вами ситуация - это вопрос личных границ и отсутствия ясных договоренностей между вами и братом.
Квартира осталась вам с братом в равных долях, я правильно понимаю? Вы обсуждали с ним, что будете делать с наследством? Потому что самое логичное - продать квартиру и разделить деньги пополам, чтобы жить отдельно. Но, я так понимаю, у вас сейчас нет такой возможности?
Ваш брат поселился в вашей общей квартире с новой девушкой с вашего согласия. Вы обсуждали с ним до этого, что рассматриваете вариант вернуться и придется жить втроем? Или это произошло неожиданно?
В любом случае здесь необходимо договариваться и передоговариваться, если нужно.
Вы - гостья, только если вас брат пустил к себе, в его собственную квартиру, пожить. Тогда да, вы живете по его правилам. И свои просьбы озвучиваете в виде пожеланий.
В данном случае, как я понимаю, вы такая же хозяйка квартиры, как и брат. Значит, можете устанавливать правила "общежития" наравне.
Как вам обычно, сложно бывает отстаивать свое мнение, свою территорию, свои личные границы?
Возможен ли диалог с братом, учитывая вышесказанное?