Я жадная или наш гость хитрый и рассчётливый?
Здравствуйте дорогие эксперты. Вот несколько дней меня гложет такая ситуация. Не могу понять-во мне ли сыграла жадность или наш гость «друг мужа» оказался хитро деланным😂Извините, другого слова не могу подобрать, описывая его. Вообщем, где-то месяц назад друг мужа начал ему написывать что хочет к нам приехать на недельку, так как у него нет сейчас работы, и он решил занять это время таким мини-отпуском, покататься на лыжах и т.д. Муж естественно не отказал. Я не скажу что была в восторге, но и в сумме не против. Друга этого я уже знала, видела его в нескольких ситуациях, и предполагала, как будет происходить его отпуск у нас. Если говорить в кратце-с первой нашей встречи он мне показался немного жадным человеком, всегда разговоры о том, как всё дорого, какие все девушки рассчётливые, всем нужны только деньги, все украинцы живут заграницей не по средствам (мы всё живём в европейских странах), он столько не зарабатывает и т.д. На отдыхе как то раз тоже с ним были-постоянно смотрит на всё со скидками, с девушками не знакомится (думаю по причине того, как нужно же возможно угостить), и также постоянное нытье про «всё дорого», либо крайность разговора про то «что он бы и яхту снял, только не для кого»😀К слову человеку 34 года, живёт в Европе, зарабатывает больше нас в 2 раза, фин. проблем не имеет. Так вот-в период присутствия у нас в гостях он покупал ровно ничего. Тоесть, каждый день на протяжении недели мы что-то готовили, покупали, и он даже не удосужился спросить, нужно ли нам что-то. В городе он не кушал-только у нас. Завтрак, обед, ужин-всё было у нас на протяжении всей недели. В последний день его пребывания поехали в маркет скупиться продуктами-так он остался ждать нас, а позднее ждал ужина, даже не купив к столу, извините, вина. Как то во время его пребывания поехали в горы, в городок где живёт моя подруга, пошли вечером в кафе-так он в итоге даже не целую стоимость своего чека заплатил, а высчитал с учётом наших совместных чаевых. Пару раз просил мужа купить какие-то мелочи-так же в итоге не спрашивал сколько за это должен. За собою на протяжении недели даже посуду не мыл. Вот теперь думаю-это я человеку «куска хлеба жалела», ведь он-гость, или парень просто решил похалявничать?
Нравится: 1 из 1

Ответы психологов
Вітаю 👋
🔹 З того, що ви описуєте, у вас виник не стільки гнів, скільки внутрішнє відчуття несправедливості. І це дуже зрозуміло. Бо справа тут не у «кусочку хліба», а у взаємності та повазі.
🔸 Ви прийняли гостя у свій дім, витрачали свій час, ресурси, енергію. І природно очікували хоча б мінімальної участі з його боку — ініціативи, символічного внеску, елементарної вдячності.
🔹 Важливий момент: жадібність — це коли шкода поділитися. А у вас ситуація інша. Ви ділилися. Вас зачепило те, що людина системно користувалася гостинністю, не пропонуючи нічого у відповідь.
🔸 Коли така поведінка повторюється — не купує нічого до столу, не запитує про витрати, навіть у кафе рахує копійки — це вже не випадковість. Це стиль взаємодії. І ви його інтуїтивно відчували ще раніше.
🔹 Часто господарям незручно проговорювати фінансові межі. Є очікування, що доросла людина сама розуміє норми. Але не всі люди мислять однаково. Для когось «гостювати» означає мінімізувати власні витрати.
🔸 Тут питання не в тому, «хитрий він чи ви жадібна». Питання в іншому:
чи комфортно вам у такій моделі взаємодії?
чи готові ви повторювати це знову?
🔹 Якщо ні — варто на майбутнє домовлятися одразу. Спокійно і без звинувачень: хто купує продукти, як діляться витрати, що кожен бере на себе. Це не про дріб’язковість. Це про здорові межі.
🔸 Ваше роздратування — це сигнал про порушені межі, а не про вашу жадібність.
Ви маєте право на взаємність у власному домі 🌿
Про жадібність чи про порушені межі?
У вашому описі майже немає переживання «мені шкода продуктів» або «я переживаю за витрати».
Є інше:
відчуття несправедливості
роздратування
образа
внутрішнє напруження
сумнів у собі
Це радше про порушені особисті межі, ніж про жадібність.
Жадібність звучала б так:
«Мені шкода кожного євро».
А у вас звучить інакше:
«Мені неприємно, що людина не проявила взаємності».
Це різні
Ви погодились прийняти гостя.
Ви мовчки терпіли те, що вам не подобалось.
Ви не озвучили своїх очікування
Що заважало вам встановити межі?
Чого ви боялись — конфлікту? Осуду? Реакції чоловіка?
Бо поки ви мовчите, ви теж обираєте.
І тоді злість накопичується всередині.
Про самого гостя
Його поведінка виглядає як:
інфантильність
фінансова тривожність
або звичка користуватися гостинністю без рефлексії
Але важливо інше:
ви не можете змінити його стиль життя.
Зате можете вирішити:
Чи хочете ви приймати таких гостей надалі?
На яких умовах?
Чи комфортно вам бути «хорошою» ціною внутрішнього роздратування?
Не «він хитрий чи я жадібна?», а:
Якою людиною я хочу бути в подібних ситуаціях?
Людиною, яка терпить?
Чи людиною, яка спокійно озвучує правила гри?
Бо зрілість — це не контроль інших, а ясність щодо себе.
Ваше відчуття — це сигнал.
Не про гроші.
Про баланс «давати–брати».
І ще одне важливе:
гостинність — це добровільний дар.
Коли вона стає обов’язком без взаємності — вона перетворюється на внутрішній примус.
А примус завжди породжує образу.
Якщо чесно
і коротко:Ви дуже точно зібрали суть
Чому це болить сильныше чым "просто про грошы"
Коли порушуються межі, людина зазвичай проходить три стадії:
Дискомфорт – «щось не так»
Раціоналізація – «та ладно, він же гість»
Самозвинувачення – «може це я жадібна?»
Останній пункт особливо показовий.
Коли ми починаємо сумніватися у власній адекватності — це майже завжди означає, що ми зрадили свої відчуття.
Що насправді було порушено?
Не фінанси.
А негласний контракт взаємності.
У більшості дорослих людей існує базове правило:
якщо я тиждень живу в когось — я як мінімум пропоную участь.
Навіть якщо господар відмовиться — сам жест важливий.
Вас зачепила не економія.
Вас зачепила відсутність включеності.
Це дуже різні речі.
Чому ви мовчали?
Тут зазвичай є один із глибинних страхів:
страх виглядати меркантильною
страх бути «поганою господинею»
страх зіпсувати стосунки чоловіка з другом
страх конфлікту
І тоді психіка обирає безпечніший варіант:
мовчати — і злитися всередині.
Де саме виникає внутрішній примус?
Коли гостинність добровільна — вона приносить задоволення.
Коли вона стає обов’язком — виникає відчуття використання.
І ось тут ключове:
Ви не зобов’язані бути зручною ціною свого спокою.
Це не жадібність.
Це зрілість.
Про «якою людиною я хочу бути»
Це найважливіше питання.
Є два типи дорослості:
Терпіти й накопичувати образу
Спокійно озвучувати правила до або під час ситуації
Зрілість — це не жорсткість.
Це ясність.
Наприклад:
«Ми раді тебе бачити, але давай домовимось про розподіл витрат.»
Це не агресія.
Це структура.
Що насправді сигналить ця історія?
Можливо, всередині звучить таке:
«Я не хочу більше мовчати.»
«Я хочу, щоб мій ресурс цінували.»
«Я хочу партнерства, а не самопожертви.»
І це дуже здорова потреба.
Якщо чесно й глибше:
ваша реакція виглядає як момент дорослішання.
Відредаговано автором 13-02-2026 14:39:28
Дополнение от автора вопроса ·
↩ Реакція на відповідь № 388736 для Людмила Петровна
Скажу так-мне на самом деле не жалко денег, меня раздражает что взрослый человек может вести себя подобным образом, раздражают все эти разговоры про меркантильность, при том что это мужчина взрослый, который имеет хороший достаток, свое жилье, машину и т.д. Я и раньше испытывала к нему некое отвращение, ввиду всех его поступков, +он как то пытался ко мне приставать, типо «обнять, погладить». Сейчас же снова, когда как то пришёл выпившый-начал лезть как бы обниматься. Мне это фу, плюс он мне абсолютно не импонирует как человек. Мне он кажеться немного озабоченым, жлобным мужчинкой. Ладно отношения такое к женщинам, но вижу что он не прочь и друзьями поживиться. Сказала мужу, что больше не хочу его видеть в нас в гостях. Тем более, когда муж был у него-покупал всё от А до Я.
Дополнение от автора вопроса ·
↩ Реакція на відповідь № 388736 для Людмила Петровна
И да, я хотела уже сказать, что как бы надо и честь знать, либо по хитрому-просто не покупать ничего, купать где-то в городе с мужем, а он как хочет-но муж попросил не делать конфликт и потерпеть. Просто мне самой непонятно, мне не нужны его деньги, продукты, но разве самому не стыдно так себя вести, ещё перед женой друга, тоесть мной. Он зарабатывает достаточно, чтобы хотя бы ради приличия купить бутылку вина к столу. И плюс, я же вижу как он прибедняться, мол какой мир жесток, как всё дорого, как нищёброд какой то, но фин. проблем у него нет.
Здравствуйте!
цитата:
Я ЖАДНАЯ ИЛИ НАШ ГОСТЬ ХИТРЫЙ И РАССЧЁТЛИВЫЙ?
Напишу простыми словами и, постараюсь, лаконично.
Если это
цитата:
К слову человеку 34 года, живёт в Европе, зарабатывает больше нас в 2 раза, фин. проблем не имеет.
не блеф, а чистая правда, то ситуацию можно рассматривать в нескольких плоскостях.
Первая - Вы не жадная, а кто любит халяву - и так понятно.
Вторая - Ваши и его ситемы ценностей и взглядов на гостеприимство весьма существенно расходятся.
Третья - Ваши чувства к мужу, согласившемуся принять у себя такого экземпляра. На всякий случай - это вопрос?
Подозреваю, что Вы внутри испытывали далеко не приятные чувства - от ощущения себя прислугой, с которой обошлись даже без элементарного вражения благодарности до хозяйки дома, которой просто-напросто попользовались.
Куда направили эти чувства. Собственно, на кого? Уж не на себя ли?
м Кременчук ·
Вика, я здесь слышу историю не про гостя. Скорее про то как вы с мужем договариваетесь, чувствуете ли вы его поддержку , есть ли у вас право устанавливать правила и границы в своём доме.
Потому что если в паре есть согласованность, если вы команда, если правила пространства оговорены и признаны обоими, то никакой хитрый гость не создаст перекоса. Он просто попадает в уже существующую систему координат.
Если это ощущение есть внешние люди не расшатают вас.
Если его нет даже нейтральная ситуация будет проблемой.
Відредаговано автором 13-02-2026 18:12:05
Вика, доброго времени суток!
То, что Вы описали - это не про черту характера, а про взаимоотношения. Как уже отметили коллеги - про границы. Их нарушают, чаще всего не из-за вероломства, а по причине того, что другой человек их не обозначил.
На каких условиях друг мужа приехал и поселился в Вашем доме? Вы или муж оговорили с ним правила Вашего дома?
Дополнение от автора вопроса ·
↩ Реакція на відповідь № 388745 для Наталия Павловна
Здравствуйте. Нет, не оговаривали, так как для меня само собой разумеющейся то, что человек понимает, если он гостюет у кого-то дольше суток-как бы не камильфо жить чисто за счёт хозяев. Но и возможно сужу по себе-я бы в жизни так себе не позволила. Часто гостюю у подруги в другом городе-всегда привожу подарки, ну и покупки делаем совместно, даже если я только на два дня. Мы это не оговаривали кстати, само собой разумеющейся система. Но и плюс, спрашивала у мужа, как друг его принимал, когда муж гостевал у него-муж ответил, что в сумме покупал всё сам, иногда в складчину. Если бы муж ответил, что друг кормил эго неделю-тогда воррлсы бы отпали. А так выходит-у друга такая система «напополам» распространяется, а у нас-нет😃
цитата:
не оговаривали, так как для меня
Именно - это Ваши правила. Но пока Вы их не озвучили - они остаются исключительно и только для Вас актуальными.
Есть масса культур, в которых когда приглашают кого-то пожить к себе в дом - это означает, что хозяева берут на себя абсолютно полное обеспечение гостя. Подобные правила есть и во многих отдельно взятых семьях, в некоторых религиях.
цитата:
муж ответил, что в сумме покупал всё сам
Это муж так решил или это была договорённость с другом?
Пока Вы не озвучили свои правила или границы - никто и не обязан их соблюдать как минимум по одной простой причине - он их не знает.
Мне понятно Ваше негодование. Но эта ситуация весьма показательна. Подозреваю, что Вы не первый раз сталкиваетесь с тем, что Ваши границы нарушают. Я не про использование Вашего гостеприимства, а в принципе. Хотя, возможно, я и ошибаюсь.
Личные границы работают по такому же принципу, как и государственные - должны иметь чётко определённые показатели и быть известны тем, кто с человеком взаимодействует.
Алла Веленко психолог
Київ ·
Доброго ранку Вікторіє.
Як на мене, головне - це не те, як поводив себе друг чоловіка, а як його поведінка сприймалася Вами та Вашими чоловіком. До речі, а для чоловіка така поведінка друга викликала нарікання?
Кожна людина - є продуктом виховання та прийнятих правил поведінки в соціумі. Те, що для більшості українців гостинність та щедрість - вцілому, норма, для західної людини може вважатися ознаками транжирства і навіть, в деякій мірі, ознаками "лоха", яким не гріх і покористуватися...
Також, питання може торкатися різниці поглядів на самі стосунки з друзями та знайомими, і питання цінностей самої людини, які були закладені з дитинства.
А ще, є цікавий момент природи чоловіка та жінки. Для чоловіка, вцілому, ділитися грошима набагато легше, аніж жінці. І те, на що чоловік, особливо, заради дружби, не зверне жодної уваги, для жінки може бути загрозою її почуття захищеності. Яке, у тому числі, дає матеріальне благополуччя.
І ще. Як на мене, було б непогано розібратися, що насправді, Вас більше зачепило: жадібність друга, його ставлення до Вас, чи ставлення друга до Вашого чоловіка? Адже, насамперед, він їхав до Вашого чоловіка, а не до Вас. Отже, у них стосунки склалися набагато раніше... І чи ця ситуація не тригернула щось таке, що було дуже глибоко до цього моменту "закопано" у Вашому ставленні до свого чоловіка і ваших з чоловіком стосунках?