Взаимоотношения сына и мамы
Недавно прочитала вопрос от одной девушки. Суть была в том, что парню 34 он проживает с мамой и очень привязан к ней, даже целует её всегда на ночь, сказал, что не оставит маму одну, потому что она всегда заботилась о нем и теперь она одна, а девушке это не нравится. Удивило, что все психологи наперебой утверждали, что парень неадекват и девушке рекомендуется искать другого жениха. Я не поняла, что плохого в привязанности и заботе сына? Сепарация и все такое - как-то в рекомендациях психологов выглядит неприглядно: вырос и молодец, родители больше не нужны. Пусть дальше живут свою жизнь, а сын - свою. Я думаю, что крен в любую сторону - это плохо. Но мама - это все-таки очень важный человек в жизни. Жен может быть сколько угодно, а мама - все де одна.

Ответы психологов
Доброго вечора. Ви підняли важливе питання. Це питання балансу у відносинах і вчасної зміни ролей. З однієї сторони сепарація справді потрібна і необхідна, бо якщо зв'язок з батьками залишається на рівні дитини, то повноцінних відносин побудувати просто неможливо. Дитина залежить від батьків, покладається на них і не несе повноцінної відповідальності за свої дії та життя.
Доросла людина діє інакше. Вона вже ставить на перше місце не батьків, а себе, далі свою сім'ю (продовження роду, комфортний та безпечний для життя простір), а потім вже батьків. Батьки не стають менш цінними, але з віком просто необхідне переосмислення пріоритетів, бо інакше не буде пройдено природнього циклу. Дитина не здатна повноцінно народжувати, виховувати, піклуватись, бо з цією роллю вона не знайома.
Я не бачила того питання, про яке ви пишете, але з ваших слів склалося враження, що дівчина вимушена ділити хлопця із мамою. Якщо це так, то між жінками вже відбувається конкурентний процес за чоловіка/хлопця. А це, ви самі розумієте, ненормально, бо їх відносини не можуть бути на одному рівні. Мама старша, знає сина довго, у них стільки спільного, скільки у нього не буде ніколи, і ні з ким. Вона опора і підтримка, і назавжди залишиться найважливішою фігурою для своєї дитини. Син і дівчина молодші, вони будують романтичні, сексуальні відносини. Разом створюють сімейний простір, що буде тільки між ними, і несуть за нього відповідальність. У нормі мамі і невістці нічого ділити, їх відносини з хлопцем розвиваються у різних площинах. Але може бути так, що мама опиняється одна і починає підтягувати сина на свій рівень, шукаючи у ньому опору, підтримку та впевненість. Син не може відмовити, тому що впродовж життя, діти поруч із батьками, в основному відчувають неможливість вплинути на життя батьків. А тут він важливий, цінний, і справді може допомогти. А далі психологічна пастка зачиняється. Дитина починає втрачати відносини з дівчатами, бо багато ресурсу вкладає у ті, що з мамою. Мама більше не намагається налагодити своє сімейне життя, бо чоловік вже поруч ніби й є, не так і потрібно вже когось шукати. Так формуються викривлені відносини, де є деякий комфорт, але щастя і майбутнього немає. Де природні ролі переплутані.
Наскільки я розумію, ви - мама хлопця. Вас тривожить що вас можуть відкинути і зробити неважливою у житті вашого сина. Ви думаєте це можливо? Вас це тривожить?
Павел Леонидович Басанский психолог
Київ ·
Вопрос заведомо провокативный: однозначно для срача (простите читатели за мой честный, но точный французский) - чтобы развлечься (скука и внутренняя пустота нарциссам свойственна), и чтобы эмоции потянуть (если кто их даст, я не дам))). И вариантов тут много (плавали - знаем), от обвинения в непрофессионализме (смешно) до разыгрывания из себя жертвы и т.п.
Посему отвечу не нарциссичному автору (не имеет смысла), а всем читающим данный вопрос.
цитата:
Жен может быть сколько угодно, а мама - все де одна
Подобную одновременно манипулятивную и примитивную фразу я слышал (и множество моих клиентов тоже) от деструктивных мам-нарциссов НЕоднократно, она шаблонна до неприличия.
И смысл её один: "Я - исключительна для тебя, а потому ты, сынок, в любом случае ПОЖЕРТВУЕШЬ своим счастьем, своей личной жизнью, останешься со мной и будешь меня обслуживать пока я не умру (ну или ты)". Подобные мамы НИКОГДА не отпускают от себя детей психологически, всегда стараются их контролировать, держат их на поводке (часто коротком), разрушают их отношения и семьи, а сами как правило переживают ВСЕХ и умирают последними. Зашкаливающий эгоизм, прикрывающийся заботой и любовью, этому способствует.
А наивные и глупые, ведомые, несамостоятельные и зависимые, сынки губят свои жизни и понимают это слишком поздно. А иногда и не понимают, не успевают...
P.S. Да, обычные, НЕ нарциссичные мамы на подобное просто НЕ способны.
И как бы им не было грустно, страшно и больно, но ВСЕГДА отпускают своих детей в самостоятельное плавание.
Дополнение от автора вопроса ·
Спасибо за ответ, Ксения. Я, конечно, мама хлопца, но я также ещё невестка, возможно, не совсем обычная)) Муж у меня бывший (уже почти 20 лет), а вот свекровь действующая)) Последний раз мы с ней говорили по телефону … сегодня)) И жили мы у свекров периодами от нескольких дней до нескольких недель уже после расставания с их сыном часто. Они сами приглашали. И когда они болели - я (а не сын) проведывала в больнице и ухаживала за ними дома. И сейчас я могу гостить у свекрови с ночевкой. И то, что меня в нашей семье смущало, что сын (бывший муж) не достаточно любил своих хороших родителей. Да и нас сыном не любил. Я не имела бы ничего против, если бы муж сказал: мои родители - святое, маму очень люблю и никогда не оставлю своей заботой. Т.е. я наоборот - недоумеваю, что он за черствый человек, который не испытывает теплых чувств к своим родителям. Я сама всегда любила с ними в одном доме находиться, мы со свекровью часто даже ездили за город на дачу вместе. С ними всегда было уютно по-семейному, хотя бывало, что и ссорились немного. Мне нравится большая семья) Поэтому меня коробит, когда продвигаются идеи сепарации в формате: родители - всё, пусть занимаются собой и довольствуются звонком раз в месяц и визитом два раза в год, теперь жена их полностью заменяет.
Дополнение от автора вопроса ·
Ещё добавлю, что меня нисколько не тревожит, что у моего сына будет любимая жена и он ей будет уделять внимание. Наоборот, я очень рада, что у него есть девушка, он окрылен и хочет достать ей звезду с небес. У меня с моей личной жизнью тоже всё хорошо. И мне очень жаль, что у моего нынешнего мужа его очень любимая мама давно умерла и я её не знала (
Дополнение от автора вопроса ·
И ещё дополнение: мой текущий муж знает о моей свекрови от первого брака (свекр уже умер, к сожалению) и ничего не имеет против наших с ней отношений.сумнівно...
Павел Леонидович Басанский психолог
Київ ·
Предотвратил)
Ну и то хорошо.
А так, сплошная милота)
Дополнение от автора вопроса ·
Что предотвратили, интересно? не зрозуміло Да бывший муж, как раз, как Вы и советуете, выбрал себя, когда решил, что родители ему не нужны - обуза одна, выбрал себя, когда посчитал, что жене и сыну ничего не должен (верность там какая-то, забота, участие в воспитании). Он же взрослый, не ведомый, самостоятельный и не зависимый - зачем ему эти обременяющие условности!??? Только очень это в долгосрочной перспективе проигрышная стратегия, как оказалось. Психолог, конечно, тоже человек, я понимаю. Мало ли какие там отношения со своей мамой были, что эта тема такие эмоции вызывает? Но здесь принцип должен быть, как у врачей - прежде всего - не навреди! Поэтому, считаю не совсем этичным одобрять под соусом «сепарации» вышеописанное поведение.
Алла Веленко психолог
Київ ·
Доброго ранку!
Я правильно Вас зрозуміла, Вас дуже зачепили слова психологів і це не дають можливості жити спокійно?
Так "зачепили", що намагаєтеся знайти підтвердження своїй точці зору на форумі?
Інакше, для чого б тоді було звертатися із запитом?
Знаєте, думаю сильно здивую Вас, але, як на мене, Ваше питання - лише "верхівка айсбергу", під яким можуть знаходитися якісь болючі проблеми, що пов'язані якимось чином з Вашими батьками, або ж, із на закритими питаннями в стосунках з чоловіком.
Чому? Тому що, коли питання повністю закриті, вони нас не тригерять навіть,якщо ми стикаємося зі схожими ситуаціями.
Хочете поговорити про це?
Відредаговано автором 24-11-2025 08:54:53
Доброе утро, Vktuscha!
Как мне показалось, ваша тема возникла вследствие спутанных дискурсов.
Понятие сепарации от родителей, точнее ее результат, вы связали с поведением бывшего мужа -
цитата:
выбрал себя, когда решил, что родители ему не нужны - обуза одна, выбрал себя, когда посчитал, что жене и сыну ничего не должен (верность там какая-то, забота, участие в воспитании). Он же взрослый, не ведомый, самостоятельный и не зависимый - зачем ему эти обременяющие условности!???
Если внимательно читали первый пост Ксении Шалимовой, то могли и сами заметить ошибку аргументации. Если читали невнимательно, рекомендую еще раз прочесть и вникнуть. Психологи вряд ли могли советовать своим клиентам, выбирая себя, ОТКАЗЫВАТЬСЯ от родителей(!), если последние не были тиранами.
Відредаговано автором 24-11-2025 09:55:03
цитата:
Т.е. я наоборот - недоумеваю, что он за черствый человек, который не испытывает теплых чувств к своим родителям.
цитата:
бывший муж, как раз, как Вы и советуете, выбрал себя, когда решил, что родители ему не нужны - обуза одна, выбрал себя, когда посчитал, что жене и сыну ничего не должен (верность там какая-то, забота, участие в воспитании)
Можу припустити що ваш чоловік,з якихось причин не пройшов сепарації. Тому що
цитата:
з віком просто необхідне переосмислення пріоритетів, бо інакше не буде пройдено природнього циклу. Дитина не здатна повноцінно народжувати, виховувати, піклуватись, бо з цією роллю вона не знайома.
У мене виникло ще одне питання. А ваші відносини з батьками які? Ви написали багато теплого про свекрів, які з ними відносини, а про батьків нічого.
Дополнение от автора вопроса ·
"У мене виникло ще одне питання. А ваші відносини з батьками які? Ви написали багато теплого про свекрів, які з ними відносини, а про батьків нічого." Спасибо за ответ и вопросы, Ксения. У меня отношения с моими родителями - хорошие: к маме я была очень сильно привязана в раннем детстве, но по мере взросления начала больше выделять папу. Папа мой был необыкновенный: умный, мудрый, понимающий. Вот с ним, а не с мамой уже можно было всякие серьезные вопросы обсудить - и любовь, и мироустройство) И папа меня любил, был очень внимателен, заботлив и терпелив. Папа поддерживал, мотивировал, заложил уверенность в своей женской привлекательности, давал советы (уважительно и заботливо, за что я ему всегда буду благодарна)посмішка! Папа серьезно относился к подростковым заморочкам, проявлял эмпатию и интерес)) К сожалению, он рано тяжело заболел и умер и это для меня до сих пор - не заживающая рана(( Если бы папа был жив - я б никогда не вышла замуж так не удачно(( И мой сын никогда не узнал такого необыкновенного дедушку(( Мне очень его не хватает.
Дополнение от автора вопроса ·
Уважаемая Алла Григорьевна!
Спасибо, конечно, что Вы потратили время на ответ мне.
"Я правильно Вас зрозуміла, Вас дуже зачепили слова психологів і це не дають можливості жити спокійно?
Інакше, для чого б тоді було звертатися із запитом?
Знаєте, думаю сильно здивую Вас, але, як на мене, Ваше питання - лише "верхівка айсбергу", під яким можуть знаходитися якісь болючі проблеми, що пов'язані якимось чином з Вашими батьками, або ж, із на закритими питаннями в стосунках з чоловіком."
Отвечаю.
Во-первых, Вас и Павла Леонидовича что-то в моем посте тоже что-то тригернуло не слабо.)) Во-вторых, ни у одного человека нет такой ситуации, чтобы полностью были закрыты ВСЕ больные вопросы.
В-третьих, я не стараюсь найти подтверждение своей точке зрения на форуме. Это необходимо тем, кто не уверен в своем мнении, а я в своем уверена. И цель размещения моего поста - совсем другая))посмішка!
В-четвертых, Вы меня совершенно не удивили про верхушку айсберга, под которой находятся болючие проблемы. У меня совершенно неплохо с рефлексией и я списком ещё ДО Вашего ответа сама себе отметила те, которые по моим ощущениям и моему собственному анализу были задействованы:))
Дополнение от автора вопроса ·
Алла Григорьевна, дополняю: все вопросы, связанные с моим давно бывшим мужем, уже закрыты - мы разведены, делить нечего, сын (который никогда ему не был нужен) вырос, все точки над "і" поставлены, я прекратила с ним любой контакт и открыто сообщила своим и его родственникам мою позицию относительно него (с его мамой только помягче - не хочется ей резких слов говорить). Я вообще о нем не думаю в обычном ходе жизни, если этот вопрос как-то косвенно не затрагивается. Через сына, или вот через свёкров. Т.е. всё это уже отболело и отшумело, пронумеровано, подшито и сдано в архив.
С моими родителями хуже - я выше описала, что утрата очень любимого папы - это моя глубокая травма.
Будут ещё тапки или помидоры? Ой, простите, уточнения и вопросы?
м Кам'янське ·
«Удивило, что все психологи наперебой утверждали, что парень неадекват и девушке рекомендуется искать другого жениха.»
Вы считаете, что « все психологи « ошибаются?
Может, если « все « они говорят одно и тоже, « зерно истины « в этом есть? На каком то» знании» все таки их выводы основываются?( 5 лет университета, например)
«Сепарация и все такое - как-то в рекомендациях психологов выглядит неприглядно: вырос и молодец, родители больше не нужны»
Это все же ваша трактовка и ваше @ видение « этого процесса.
Для более точного понимания термина «сепарация», лучше обратиться к специализированным источникам. Потому что, ваше личное мнение, как говорится, к делу не пришьешь.
«Но мама - это все-таки очень важный человек в жизни. Жен может быть сколько угодно, а мама - все де одна.»
Думаю, что никто из психологов и не писал, что мама не важный человек или, что ее можно заменить. Речь шла о том, что из главного человека в жизни ребенка, она становится важным человеком в жизни взрослого.
О том, что приходит время, когда для осознания своей идентичности, формирования зрелой самостоятельной личности, ребенку необходимо « отпустить руку взрослого « и отдалиться, чтобы потом вернуться в новом качестве- в качестве взрослого человека. И протянуть руку родителям для рукопожатия. Но, не все родители способны ответить на него. Потому что, некоторым из них очень важно сохранить свой статус «родителя», чтобы чувствовать свою значимость и важность. Поэтому, прикрываясь безграничной материнской любовью, они всеми правдами и неправдами стараются вернуть взрослого человека в статус « ребенка «.
Или, вообще, у ребенка нет шансов отпустить руку», потому что ее очень крепко держат « любящие @ родители.
И да, в психологии, это не про любовь
Відредаговано автором 24-11-2025 23:30:17
Дополнение от автора вопроса ·
Спасибо за ответ, Оксана Юрьевна. Но по сути - позвольте не совсем согласиться. Во-первых, условные «все» могут ошибаться и творить черт знает что. Ну вот хотя бы - массовая поддержка национал-социализма в Германии - хороший пример. Во-вторых, 5 лет в Университете ничего не гарантирует клиенту). В-третьих, в ответах многих психологов покоробила быстрота навешивания ярлыков и вынесения суждений - шаблонных, к тому же. И свысока, надменно и с раздражением. Не приятно было читать. Как будто люди выучили какую-то теорию, не видят живых людей и пытаются продвинуть эти теоретические знания, как истину в последней инстанции. Ломать, конечно же - это не строить. Особенно, когда речь идёт о чужих жизнях.
Алла Веленко психолог
Київ ·
Потрібно дуже постаратися побачити в питаннях психологів якісь "підводні камені", а не бажання допомогти розібратися у проблемі. Тим паче, людина, яка вже з усім розібралася, не звертається на форуми психологів із зверненнями про допомогу, при чому, від третьої особи. Така людина живе щасливим, наповненим життям, долаючи самотужки поступово життєві перешкоди.
Тому, хочеш не хочеш, а спадає на думку, що Павло Леонідович, схоже, якось одразу вловив мету та суть написаного. 🤔
Відредаговано автором 25-11-2025 04:33:30
Дополнение от автора вопроса ·
Как раз Павел Леонидович очень "доброжелательно" выражал желание помочь с чем-то разобраться. И в очень корректной форме! ржунимагу! Тут не "подводные камни", а рифы величиною с Эверест торчат. С такими психологами - уж лучше мы сами со своими проблемами справимся)) Единственный здесь психолог, который не загнобил, не навешал ярлыков, не выстраивал диалог как с дитем неразумным, не плюнул в душу и не растер тапком - это Ксения Шалимова. круто Спасибо Вам, Ксения! К ней единственной и можно было бы обращаться. Остальным - рекомендую перечитать всё здесь написанное, представив себя клиентом с реальной проблемой. Так сказать - обратная связь. хех! А то очень хорошо вспоминаются многочисленные интересные социальные эксперименты с игрой в надзирателей и заключенных и как некоторые из них заигрались)