Идеальная модель детско-родительских отношений?
Доброго времени суток. Задалась таким вопросом. Вот все индивидуально, у каждого свое прошлое, свой опыт, свои ошибки и их последствия в воспитании детей. Кто-то это понимает и пытается исправлять, кого-то все устраивает…
Наверное, у каждой семьи есть свои нерешенные вопросы, желаемые точки к которым бы хотелось прийти…
Но если говорить о какой-то общей модели идиллии детско-родительских отношений, к которой необходимо стремится, то какова она? Как это должно выглядеть? На что нужно ориентироваться, с чем сверяться, с точки зрения психологов? Какие есть основные моменты, анализируя которые можно понять, вы ведете ребенка туда (к свету и счастью) или не туда…?
Нравится: 2 из 2

Ответы психологов
Доброго дня! Я б скоріше говорила не про ідеальну модель дитяче-батьківських відносин, а про певні орієнтири. Якою батьки хочуть бачити свою дитину в майбутньому, які відносини з нею, дорослою, хотіли б мати?
Дитина має певні потреби, задоволення або не заоволення яких формує її особистість. Потреба в любові, прийнятті, підтримці, спонтанності, автономії, зрозумілих межах і т д.
Чи відчуває дитина, що її люблять незалежно від успіхів?
Чи має вона право на помилки та слабкості?
Наскільки вона розуміє правила та межі, що є в родині?
Наскільки батьки послідовні стабільні в своїх діях?
Відносини змінюються, з тим як росте дитина. Чи батьки приймають це?
Можливо Вас хвилюють, якісь конкретні моменти в стосунках?
Відредаговано автором 27-09-2025 11:47:52
Дополнение от автора вопроса ·
Да, согласна, все в точку! Это важные вопросы на подумать. Спасибо
Вот с автономией наверное сейчас больше всего сложностей. Ребенку 7, за этот год она очень сильно повзрослела (+школа началась). Я умом понимаю, что нужно по-новому подстраиваться, менять какие-то свои привычки автоматизмы, где-то банально она уже стесняется обнимашек при друзьях и тд. Но внутри будто не понимаю как именно подстроится. Не нащупала эту грань баланса так как у меня не было такого примера с родителями. У меня родители гиперопекающие были все детство, они не хотели видеть мое взросление, тянули дальше по накатанной отношения на одном уровне, пока в один момент я не взбунтовалась…) и пришлось выстраивать новую дистанцию (на расстоянии уже). Догадываюсь как им было сложно. Но и помню как мне было душно. Сейчас общаемся комфортно, но не покидает ощущение, что мы какой-то важный момент упустили, перескочили…
Хочется быть более чуткой и близкой к дочке, не пропускать все ее моменты…
м Кам'янське ·
Здравствуйте.
« У меня родители гиперопекающие были все детство, они не хотели видеть мое взросление»
Я могу ошибаться, но думаю, что вы идете тем же путем, что и ваши родители. Потому что:
«Хочется быть более чуткой и близкой к дочке, не пропускать все ее моменты…»
И да, это из-за того, что у вас не было другого « опыта с родителями «. Возможен был другой, противоположный путь- полностью предоставить ребенка себе, но вы им не пошли. Поэтому и остается первый вариант- быть мамой « чуткой и близкой «, который незаметно может переродиться в гиперопеку. И первоначальный вопрос « о какой-то общей модели идиллии детско-родительских отношений, говорит о вашем желании быть для своего ребенка очень ( гипер) хорошей мамой. Это нужно вашей дочери или вам?
Вы думаете вашу дочь не устраивает мама, которая у нее есть? Тогда, может стоит ее спросить как ей живется?
Само словосочетание «идиллия отношений «- это не о реальной жизни, это мечта, фантазия. Вы просите описать вам идеализированные отношения, которые заведомо невозможно реализовать. Поэтому, психологи и говорят, что все « индивидуально «.
«Какие есть основные моменты, анализируя которые можно понять, вы ведете ребенка туда (к свету и счастью) или не туда…?»
Если ребенок здоров, весел, общителен, в меру капризный и в меру упрямый, развивается согласно возрасту и вам есть о чем поговорить, у него есть друзья, то вы « ведете ребенка туда». И главное в этом процессе ориентироваться на ребенка, а не на свои переживания.
Здравствуйте.
7ми летний возраст это один из возрастных кризисов в процессе становления личности. Почитайте детскую психологию, там описаны периоды развития ребенка и навыки, которые он должен в эти периоды приобретать.
Доброе утро!
цитата:
Заданные вами вопросы вполне обсонованы. И понятны, поскольку вы отметили, чем они вызваны, указывая на особенности своего детства. Но есть одна закавыка - они ведут не туда(!) Какими бы словами и кто бы не описывал идеальную, правильную во всех отношениях модель, она по факту останется только моделью, причем неживой.
В реальности будет иное, ВСЕГДА. Собственно, то, на что способны вы с отцом дочери. К чему пришли сами и что в ваших возможностях.
Поэтому все ваши вопросы могут быть сведены в один фокус - насколько адекватны и здоровы вы как личность(!) Какой жизнью живете? Чем она наполнена? Можете ли дать ребенку безусловную любовь, безопасность в ранние периоды и показать, насколько удивительной может быть жизнь(!)
По большому счету, воспитания как такового не существует, особенно с креном в дидактику и озвучивание того, как ДОЛЖНО.
Есть пример родителей. Их собственный пример отношения к себе, другим людям и миру.
Если уж очень просто: здоровые родители - здоровые дети(!) Конечно, условно здоровые. То есть живые, нормальные.
Відредаговано автором 28-09-2025 10:44:03
Доброе Утро!
" Кто-то это понимает и пытается исправлять, кого-то все устраивает…" - прежде всего, желательно перед тем, как заводить свою семью и рожать детей.
Надо разобраться со своим детством - и по возможности скорректировать, и исправить свои недоработки ( осознанные и не осознанные)
Разобрать какой сценарий семьи был у вас в детстве - какие модели поведения вы засвоели, и примеры увидели на своих родителях.
Чего они вам додали, а чего не додали...
Где есть дефициты и какие?
И тоже самый анализ провести и с мужем или женой - в их родительской семье.
Ну и отдавать себе отчет - что идеальной семьи не существует.
Просто есть, где люди умеют любить и уважать друг друга - и как муж и жена, так и детей.
А есть люди у которых с уважением и любовью проблемы - (по тем или иным причинам).
Ну и в воспитании детей - как везде важен баланс и мера.
Гдето дать поддержку, и любовь.
А гдето строгость и принципиальность.
А гдето дать ребенку свободу действий. И приучать к самостоятельности.
А гдето не боятся ребенка отпускать к своим сверстникам, и постепенно отпускать от себя.
Чтото показывать ребенку на своем личном примере.
А гдето родителям поучится у ребенка тоже - прислушаться к мыслям, и желаниям ребенка.
Гдето придумать какието свои традиции вашей семьи, и их соблюдать.
То есть правило баланса - без перекосов.
И главное быть естественным - дети это очень хорошо чувствуют, когда с ними искренне общаешься.
Чаще всего счастливыми вырастают дети - там где было много любви и уважения.
(Не залюбленности и вседозволенности - не путать)
А именно там, где все друг друга уважают - мнение, желания, границы и любят не за чтото - а просто потому, что ты есть - и что вы есть друг друга.
То есть и ребенок понимает - что у папы не всегда есть желание и время играть с ним - папа тоже устает, и ему надо время побыть одному.
Но и отец ребенка понимает - что ребенок не всегда в состоянии, или настроении - выучить уроки или убрать игрушки.
И что с этого не надо раздувать проблему - а лучше вникнуть в ситуацию, и спокойно разобраться и договориться.
И еще очень важна честность в семье - не обещать годами - "когдато потом мы тебе купим собаку - если будешь хорошо учиться..."
А если вы и не собирались, заводить в семье собаку или кошку, или вам это напряжно или не нужно - то и не надо ребенку это обещать, и кормить несбыточными обещаниями.
А просто тогда не давать таких обещаний ребенку - это сложно - но это честно.
В тоже время, если вы видите, что ваш ребенок вам начал в чемто врать - то не пускать это на самотек - а показывать ребенку, что так в вашей семье не принято. И разобрать причины почему - он стал вас обманывать, вместе с ним разобрать.
(Это как примеры - взаимодействия в семье)
Ну и большую часть атмосферы в семье - зависит от того, какие личные отношения между мужем и женой.
Насколько они друг друга понимают и уважают?
Насколько вообще слышат друг друга? Подходят ли друг другу? А не играют роли в семью... не лицемерят друг другу.
Насколько влезают в их отношения родственники или друзья?
Много нюансов - но это фундамент семьи.
Ну и не маловажным финансовая составляющая семьи - на бытовухи многие семьи разрушаются.
Реализованы ли, каждый из супругов в профессии или нет?
( и с какими издержками для семьи - компенсируется ли это чемто?)
Могут ли финансово содержать семью? На каком уровне?
Умеют ли быть вместе в разные периоды жизни - и в успехе, и в кризисе?
Умеют ли друг друга поддерживать?
Семья это команда - как хорошая футбольная слаженная команда.
Пример с футбола не просто так - там же тоже много людей игроков - каждый со своим характером и историей.
И тут важно насколько они подошли друг другу психологически - игроки и тренер команды - насколько чувствуют друг друга - от этого зависят их успехи в спорте - как команды.
Так же, и в семье по аналогии - неважно сколько в семье детей - это прежде всего команда.
Но к этому пониманию - приходят увы, далеко не все родители...
А комуто просто не время... не созрел еще...
Потому желательно прежде всего - хорошо подумать, а готовы ли к семье?
Или еще погулять свободной жизнью?
"У меня родители гиперопекающие были все детство, они не хотели видеть мое взросление, тянули дальше по накатанной отношения на одном уровне, пока в один момент я не взбунтовалась…) " - они не хотели осознавать, что вы уже по взрослели ( причин много может быть)
Но зато у вас есть шанс - совсем по другому пойти - другим сценарием со своим ребенком.
Давать больше свободы дочки - и самой тоже учиться новому опыту.
"Хочется быть более чуткой и близкой к дочке, не пропускать все ее моменты…" - а с мужем у вас какие отношения?
Нет ли тут попытки неосознанной компенсации - додать себе то, что не додает вам муж?
Чуткости и внимания, именно вам?
Или вам не давали родители именно чуткости? ( несмотря на гиперопеку)
Просто тут важно учится чувствовать - а хочет ли ваша дочка с вами чуткости?
Готова ли она так к вам приближатся?
Видь она может быть, со своим характером и нюансами - тут все индивидуально.
Не всегда то, как нам бы, хотелось ... может быть в реале.
Или не с такой скоростью - иногда нужно время, чтоб человек созрел.