умер домашний питомец, как справиться с чувством вины и потери?
вчера мою собаку сбила машина, она лежала под магазином возле нашего дрма 2 часа(мы в частном доме живём, и её до этого тоже немного подбивали, но там только лапка была подвернута. но вчера был просто ад, я пришла к маме с одеялом и мы понесли её домой на руках, пока мама пошла менять деньги чтобы поехать с ней в больницу я сидела с ней и не давала ей вставать. мы ели нашли клинику, и нам сказали что у неё ужасное состояние, ей 12 лет, и наркоз она не переживёт, у неё была контузия лёгких и более 40 процентов кожи повреждено(и на ране была грязь, а она достаточно объёмная) мы попросили промыть её рану, но нам сказали что не факт что она выживет если сделать операцию, и даже если обрабатывать ей раны или что-то вкалывать это ей не особо поможет. нам сказали что есть выход - к сожалению, усыпить её чтобы она не мучалась. Со мной эта собака была 12 лет, мне было невероятно больно это слышать и я просто вышла из клиники, я не хотела видеть как они это делают. И сейчас, у меня очент сильное чувство вины что я не была с ней в этот момент, мне очень тяжело и я досихпор не могу принять этот факт, мне очень одиноко без неё, дома будто пусто:(( я плачу второй день и только на час максимум успокаиваюсь. как избавиться от чувства вины, и отпустить утрату?(

Ответы психологов
Нора Маркман психолог
Київ ·
Вітаю. Щиро співчуваю вам, це справді дуже важке випробування. І провина, яку ви проживаєте зараз, в суміші з горем - це, на жаль, доволі частий супутник у подібних ситуаціях... Універсального способу як прожити цю втрату - його не існує. Це дуже індивідуально -тим паче ви провели з ним довгі роки( Мені хотілось би сказати вам що ви не винні в тому, що сталося, і ви намагались допомогти, і протрималися ви тоді рівно стільки скільки змогли. Проте оця суміш може ще тривати якийсь час. Оця "незворотність" - дуже важко дається(. Ви можете з кимось ділитись вашим станом і не лишатись з ним наодинці? Чи є хтось поряд, родичі, друзі? які розуміють і співпереживають вам? Якщо є якісь речі тваринки - іграшки - миски, тощо - і якщо вони на видному місці - можна на якийсь час прибрати їх кудись, якщо вам стане так трохи простіше, або віддати у притулок. (Чому я кажу на якийсь час? Іноді після важкої втрати ми можемо замислитись або про волонтерство, або з часом навіть про іншу тваринку, якій потрібна чиясь любов і будинок. Але зараз ці предмети - будуть лише посилювати і без того важкий стан ) Звичайно, волонтерство, або заведення когось ще - це не вилікує біль від втрати. Проте коли горе стає не таким гострим - а пусті кімнати все ще нестерпні - тоді бажання дарувати комусь турботу можуть дещо зцілити. Але якщо у вас не виникне такої ідеї з часом - це теж абсолютно нормально. Також, якщо у вас є сили і можливість - іноді спробуйте бувати в нових місцях, які не нагадують вам про вашу втрату. Допомогти може також спілкування з іншими людьми, які проходили через подібний досвід, можливо навіть онлайн. Якщо ж стан буде погіршуватись - тоді має сенс звернутися до фахівця. Сил вам! І ше раз щирі співчуття.
Дополнение от автора вопроса ·
Большое спасибо вам :(( я стараюсь говорить об этом с друзьями и родителями, они утешают меня и говорят "так лучше" и все такое, но почему-то меня это просто не успокаивает. Мать когда все случилось словами намекала что виновата почему-то я, наверное из-за этого эта мысль так въелась мне в голову.
Никита Гайдаш психолог
м Біла Церква ·
Прийміть мої співчуття.
Погоджуюсь з колегою вище. І від себе можу додати, те що Ви в той момент вийшли із клініки — Ви таким чином поспілкувалися про свій особистий стан! Ви вже нічого не могли подіяти, а все що Ви могли зробити для собачки — Ви вже зробили.
Відчуттям провини мозок намагається хоч якось взяти контроль над ситуацією, і тим самим прожити цю біль.
Здравствуйте...
Сочувствую вам... это всегда очень тяжело...
" Мать когда все случилось словами намекала что виновата почему-то я, наверное из-за этого эта мысль так въелась мне в голову." - да именно так и есть - вам мать внушила вину. А что именно она говорила вам?
А ваша мать часто вас обвиняет в чемто? Какие у вас с ней отношения?
Она тоже по своему не справилась с шоком, и стрессом и на вас вылила свой негатив - обвиняя вас.
Всегда легче когото обвинить... чем на себя взять ответственность!
Собачку очень жалко... но тут врачи наверное правы... все же есть сумма факторов когда - только так, и не иначе.
Возраст у нее уже был не слабый - (по нашим меркам это уже старость).
А еще вопрос, если у вас частный дом - то есть забор ?
Как так, что собака оказалась на улице у магазина? Или она убежала со двора?
Ну и вы конечно, сейчас в сильном стрессе и горе... потому вам так тяжело... вы просто не смогли с этим справится психологически и эмоционально ( отсюда вина у вас ... еще видимо может думаете - а может еще можно было сделать чтото для спасения да?)
Но с такими событиями, мало кто сразу справляется и выдерживает - позвольте чувствам быть - пусть они выходят... позвольте горевать... не замыкайте в себе это все... плачете - плачьте...
Но и про заботу о себе тоже не забывайте ( хотя бы по мелочам - покушать, помыться, поспать)
Сон лечит нервную систему хорошо.
Ну и может вам сейчас успокоительные пропить не мешало бы - но это пусть родители с вами решают.
Тут только со временем полегчает...