Муж замкнулся после потери отца — не могу достучаться, что делать?
Здравствуйте.
Хочу попросить совета. Мы с мужем более 10 лет в браке, ему 40. Почти полгода назад он пережил тяжелую утрату — внезапно умер его отец. С тех пор он полностью замкнулся в себе. Практически не разговаривает, эмоционально отстранён, ушёл в работу. Сейчас он живёт и работает в другом конце страны, мы видимся редко. Почти не пишет, не звонит, на мои сообщения отвечает коротко и сухо. Ни о чём не хочет говорить.
Недавно он произнёс единственную фразу, которая многое объясняет:
«После смерти отца я не хочу говорить никаких ласковых слов. Я видел такое, что врагу не пожелаешь. Еле выдержал. Сейчас просто живу. На будущее ничего не загадываю.»
С тех пор я не могу к нему подступиться. Он как будто стал чужим. Я всё ещё рядом, стараюсь не давить, но уже не понимаю, как себя вести. У меня опускаются руки. Не хочу его терять, но не знаю, как поддержать — и нужно ли вообще что-то делать, если он явно не готов.
Подскажите, пожалуйста, что делать в таких ситуациях? Стоит ли продолжать ждать и просто «быть рядом»? Или дать ему пространство полностью? Как сохранить себя и не разрушить отношения?

Ответы психологов
Доброе утро, Helga!
цитата:
Почти полгода назад он пережил тяжелую утрату — внезапно умер его отец. С тех пор он полностью замкнулся в себе. Практически не разговаривает, эмоционально отстранён, ушёл в работу. Сейчас он живёт и работает в другом конце страны, мы видимся редко. Почти не пишет, не звонит, на мои сообщения отвечает коротко и сухо. Ни о чём не хочет говорить.
Похоже, что потеря отца стала критическим поворотным событием и в состоянии мужа и, как следствие, в ваших отношениях. Муж, как вы пишете, ушел в работу. Очевидно, он таким образом пытается справиться с травмой внезапной утраты родного человека. Это его способ, поскольку другой ему неизвестен.
Нужно понимать, что у проживания горя есть несколько последовательных этапов - отрицание, гнев, торг, депрессия и выход на принятие случившегося. То есть принятие реальности, которая изменилась.
Поведение вашего мужа сейчас больше соответсвует стадии депрессии, однако сказать однозначно, не общаясь с ним, весьма сложно. А от этого ответа напрямую зависит прогноз и перспективы улучшения его состояния. В целом же на проживание горя может длиться до одного года и более...
Helga, для меня ваши вопросы уместны и обоснованы -
цитата:
При этом универсальных рецептов не существует. К тому же, некоторым вполне уместным рекомендациям должен предшествовать открытый взгляд на историю ваших с мужем отношений(!)
Расскажите, какими были отношения до ухода из жизни отца вашего мужа? Насколько доверительным, теплым и искренним было ваше общение?
Не замечали ли вы прежде признаки склонности к замкнутости, повышенной чувствительности?..
Выше вы упомянули, что он почти не пишет, не звонит и т.д. А в редкие случаи, когда пишет и звонит, о чем сообщает? чем делится? каким словом вы бы могли назвать его настроение и переживаемые эмоции?
цитата:
"Многое объясняет", отметили вы. Позвольте уточнить, что именно эта фраза объяснила вам? Какие последствия для себя вы в ней усматриваете?
цитата:
Как сохранить себя и не разрушить отношения?
В этом вопросе сразу два подвопроса. И, кстати, они могут и, пожалуй, должны для пользы дела рассматриваться ОТДЕЛЬНО. Почему так? Отвечаю: позаботиться о себе, сохранить себя СТОИТ в любом случае - разрушаться отношения или нет(!)
Это емкое понятие "сохранить себя" подразумевает пересмотр восприятия себя как главной ценности, важнее которой не существует. И речь здесь идет не об эгоизме, как поначалу могло показаться. Это про возможность вернуть себе ощущение уникальности, неповторимости и отдельности со всеми вытекающими последствиями. Это приоритетный фокус на своих собственных желаниях и потребностях. На подлинной заботе о себе. О воможности проявляться в тех сферах, которые прежде были закрыты или не видны...
Много еще чего, связанного с возвращением себе энергии жизни, можно отметить буквально - занятие любимыми делами и увлечениями, встречи с близкими по духу людьми, посильная физическая активность, пешие прогулки, литература, музыка, йога и т.д.
И, конечно, взаимодействие с психологом, который и поддержит, и будет сопровождать на этом сложном пути испытаний.
Думаю, что и вашему мужу только на пользу пошло бы взаимодействие со специалистом. По всему видно он объективно в нем нуждается.
цитата:
Стоит ли продолжать ждать и просто «быть рядом»?
Все зависит от вашего настроя, готовности, ресурса и веры в благополучный исход. Любое ваше решение будет даваться тяжело. И любое будет сопряжено с известной долей страдания. Иначе не бывает, ведь неизбежно придется что-то терять, от чего-то отказываться, в том числе привычных взглядов, от ожиданий, от сложившегося уклада и т.д. Снова-таки, диалог с психологом поможет выдержать давление сложных чувств.
Добрый день. Муж проживает реакцию на утрату и процесс горевания может быть достаточно длительным и конечно же проживается индивидуализировано. Впрочем вы описываете основные характеристики: уход в себя, отстранение, замыкание. Хороший обьект (отец) был утрачен и теперь горе переживается так, что происходит как бы цепляние, бессознательная идентификация с этим умершим обьектом. Но видите, специфика в том, что человек в этом состоянии горевания, воспроизводит со своими близкими этот процесс, когда вы как бы становитесь той его живой частью, которая испытывает покинутость и смятение, тогда как муж идентифицируется с уходящим отцом. Т. е. то, что вы это переживаете уже говорит о том, что вы ему как помогаете, но да, это может быть и застрявшей ситуацией. Но как вы верно отмечаете, вопрос разделяется на два- как помочь себе, и не перегрузится этой тревогой и депресией и что можно сделать для него. Думаю, начинать нужно конечно с себя. С понимание того, что резонирует в вас и как с этим быть. Если вы обуздаете эту разыгранную между вами емоцию горя в себе, у вас появится ресурс помочь и ему. Общая стратегия и задача в принципе такова, чтобы вернуть к социальной жизни и интересу ту часть, которая в следствие горя ушла в себя и отдалилась от мира. Поэтому да, вам хочется сейчас контролировать и может быть как то настойчиво помогать, поскольку эту горюющую часть он поместил в вас. Как всегда нужно соблюсти баланс между переживанием и действием. Как вы тоже верно говорите, постараться быть доступной, но не навязчивой, преследующей. Обозначать себя, продолжать общаться, узнавать как дела. В общем в обычном режиме. Создавая тем самым чувство, что это нормальная и потенциально переносимая ситуация. И психика вернется к жизни. Ну как действительно, с утратой близкого, символически умирает, оказывается захвачена мертвым часть нашего Я, точно так же затем она возвращается к жизни
Ваш муж, скорее всего, нуждается уже в помощи психиатра (возможна депрессия)+нужна психотерапия, поскольку он не справляется с утратой и отгородился от вас, боится что-то чувствовать, говорить.
Вы можете мягко говорить про это - как вы переживаете про него и насколько больно видеть, как он проживает смерть отца, как он дорог вам и насколько важно, чтобы ваши отношения были теплыми и он мог поделиться с вами переживаниями своими. Предложить обратиться к специалистам. Но, увы, это все, что вы можете сделать, поскольку если муж не сделает шаг навстречу и дальше будет все так и продолжаться, то отношения зайдут в тупик. А что уже вы с этим будете делать решать вам.
Какими были отношения раньше?
Был ли муж открытым и делился ли переживаниями с вами?
Либо такая замкнутость и отстраненность всегда присутствовала?
Как надолго муж и вы будете порознь проживать в связи с его работой?