Сын с синдромом Аспергера
Здравствуйте.
Ситуация:
Моему сыну 31 год. Он работает удалённо (есть бронь), практически всё время проводит дома и живёт вместе со мной и отчимом. Выходит на улицу, лишь при крайней необходимости.
Особенности: с детства
Моя мама (бывший психиатр) с раннего возраста говорила, что у него синдром Аспергера или лёгкая форма расстройства аутистического спектра (РАС).
В детстве знакомая психологиня сказала, что он вполне нормальный, просто сильно интровертированный.
Сейчас, спустя годы, я всё больше понимаю, что мама была права: это не просто интроверсия, а именно черты аутистического спектра.
Положительные стороны:
Учился в обычной школе, окончил университет, устроился на хорошую работу.
Нет вредных привычек.
Очень помогает мне по хозяйству и в бытовых вопросах.
Если возникает реальная необходимость — решает задачи спокойно и эффективно.
Трудности и особенности характера:
Никогда не было друзей.
Никогда не было романтических отношений / девушек.
Нет выраженного интереса к жизни «снаружи», живёт в своём внутреннем мире, почти полностью оторван от социума.
Присутствует определённая инфантильность (хотя она не критична и не мешает решать важные дела).
Недавно с работы пригласили поехать в другой город провести время с коллегами — он категорически отказался.
Мои переживания Этот отказ очень сильно меня расстроил и заставил осознать: скорее всего, он всю жизнь останется одиноким во всех смыслах — без друзей, без пары, без активной социальной жизни. Мне кажется, что «реальный мир» ему чужд, и это не просто выбор, а следствие генетики и особенностей (кстати, очень похожая на него была бабушка по линии отца). Я понимаю, что женщине с такими чертами в обществе проще (не нужно проявлять инициативу, достаточно «откликаться»), а мужчине — гораздо сложнее.
Главный запрос Хочу услышать советы (в идеале — от психологов или людей с похожим опытом): как мне полностью принять его такой образ жизни, перестать за него переживать и мучиться чувством вины / горя, научиться жить с мыслью, что он, скорее всего, останется один.
Заранее спасибо за поддержку и понимание

Відповіді психологів
Нора Маркман психолог
Київ ·
Вітаю, Варваро! З вашої розповіді помітно, що ваш дискомфорт посилюється коли ви порівнюєте сина і його стиль життя з тим стилем, який ви хотіли б для нього. Це нормально, що ви як мама, хотіли б бачити його щасливим в шлюбі, тою людиною, яка має друзів і підтримує спілкування з ними. Проте, судячи з вашого тексту - саме він зараз не має такої потреби. (Ви, доречі, говорили колись з ним про це? Чи спілкується він з кимось (можливо, онлайн)? ) Але якщо він не хоче цього всього насправді - залишається працювати з вашим почуттям провини та горя, і вчитися жити з прийняттям його способу життя і особливостями його світосприйняття. Собі можна спробувати задавати питання - на кшталт - "так, я переживаю за сина, хотілось би щоб він одружився і був соціальним. Але якщо уявити, що він би робив це все, але був би нещасним і робив це заради батьків - чи це було б краще? чи це те що йому потрібно?" і тому подібні, по ситуації. Проте найкраще для цього вам можуть допомогти як робота зі спеціалістом, так і спільноти взаємопідтримки для родичів людей з аутизмом. Сил вам і терпіння!
Доповнення від автора питання ·
↩ Реакція на відповідь № 388573 для Нора Маркман
Спасибо за ответ. Он общается лишь по работе с коллегами онлайн. Он ещё в подростковом возрасте говорил, что не понимает зачем люди женятся, заводят детей, ведь это обуза. Ну и так далее - по списку. В общем у него свой взгляд на мир был ещё с детства и я не спорила, ведь думала, что возможно "перестает", но не перерос. Пробовала его познакомить с одинокой дочкой подруги, примерно 7-8 лет назад, но он наотрез отказался и наорал на меня, сказав, чтоб больше такого не повторялось. Это был для меня урок и я старалась не лезть к нему. Ознакомившись с кучей материалов по РАС - я поняла, что навязывать ему ничего не буду впредь. Люди в РАС спектре очень спокойные, до тех пор пока не лезут к ним в жизнь и не учат как жить правильно, но если начать им что-то "пропихивать" они становятся фуриями. Вот вы сказали :
**саме він зараз не має такої потреби.**
Проблема в том, что потребность у него и не появится - это генетика. Я приняла его, но мне его искренне жалко, ведь это мой ребенок. Поэтому периодически я рефлексирую по этому поводу, ведь мой сын просидел всю молодость в 4-х стенах абсолютно не видев ничего. Даже отпуск он проводит дома за гаджетами и никуда не выбирается. Мне остаётся только принять, но как я уже сказала - это весьма тяжело и периодически ухожу в глубокую рефлексию
Павел Леонидович Басанский психолог
Київ ·
Здравствуйте, Варвара!
цитата:
Главный запрос Хочу услышать советы (в идеале — от психологов или людей с похожим опытом): как мне полностью принять его такой образ жизни, перестать за него переживать и мучиться чувством вины / горя, научиться жить с мыслью, что он, скорее всего, останется один
Смотрите, Вы мыслите как обычный человек, более того, как обычная женщина (которой по сути, естественно, Вы и являетесь:)) - по типу "человеку нужна пара", "человеку нельзя оставаться одному".
Но всё это НЕ БОЛЕЕ, чем стереотипы у Вас в голове, ограничивающие восприятие реальности.
Потому что человек МОЖЕТ жить один, человек МОЖЕТ жить без пары - если ему так комфортно, если его это устраивает. Если бы сын страдал!!! от этого - другое дело, был бы повод для переживаний, но он же НЕ страдает! Верно? Страдаете за него ВЫ. А с какого перепугу? Почему он "бедненький", "несчастный" (и что ещё приходит Вам в голову, не знаю)? Ему так нормально и даже возможно хорошо.
Если что-либо будет не устраивать - другое дело. Но ПОКА так.
цитата:
но мне его искренне жалко, ведь это мой ребенок. Поэтому периодически я рефлексирую по этому поводу, ведь мой сын просидел всю молодость в 4-х стенах абсолютно не видев ничего. Даже отпуск он проводит дома за гаджетами и никуда не выбирается
То есть у Вас есть ощущение, что он что-то теряет в жизни? Живёт неполной жизнью? Возможно. Но если он не хочет пробовать "какое-то блюдо"? Если ему не интересно? Ведь попробовать всё - это удел довольно ограниченных людей. Зачем пробовать ВСЁ? От жадности? От скудоумия? От того, что больше НЕЧЕМ заняться по жизни? Лично я считаю именно так. Умный и зрелый человек всегда ВЫБИРАЕТ чем ему заняться, а значит от чего-то, соответственно, отказывается. Это последствия любого выбора. Выбирая одно - отказываемся от другого.
цитата:
Он ещё в подростковом возрасте говорил, что не понимает зачем люди женятся, заводят детей, ведь это обуза. Ну и так далее - по списку
Для людей с РАС характерен прагматичный подход, основанный на сухой логике - "удобно-не удобно", "практично-не практично", "в чём смысл?" и так далее.
Потому ему и нужно найти этот смысл и эту практичность. К сожалению, это может выглядеть довольно грубо и даже примитивно, но...таково мышление аутиста. Например, "жена нужна для удовлетворения сексуальных потребностей и для бытовых удобств", "дети нужны для продолжения рода, передачи семейных традиций, продолжения семейного бизнеса, развития человечества (выбираете нужный вариант)", "социальные контакты необходимы для построения успешной карьеры" и так далее.
А теперь главное:
цитата:
мучиться чувством вины / горя
Откуда данные чувства? Вина может быть ЛИШЬ ТОГДА, когда человек несёт ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за что-либо, что он сделал НЕправильно, когда он виноват.
А Вы что несёте ответственность за то, что у Вас родился сын-аутист?!
В чём она заключается по-Вашему? Вы решали кого родить? Аутиста или ещё кого? У Вас была ВЛАСТЬ это решать? Или всё же это Господь Бог или Матушка Природа? Похоже Вы много на себя берёте. Может человек такой чрезмерно ответственный, может хотите всё контролировать? Может ещё что?
На самом деле, это и есть Ваш запрос на работу с психологом. Не переписку на сайте, а именно на работу: "КАК мне НЕ мучиться чувством вины / горя?"
Доброго ранку Варваро.
Щоб допомогти Вам прийняти ситуацію не на рівні слів, в на рівні Ваших глибинних відчуттів, одних просто порад та аналізу ситуації, як на мене, замало. Необхідно глибинно зрозуміти, як і коли сформувалися почуття провини і саме такі очікування щодо сина. А також, що саме сформувало той спосіб життя сина, який Вас турбує.
Насправді, достеменно невідомо, де закінчується норма в розумінні психіки людини і починаються відхилення від норми. Тому що і саме поняття норми дуже варіюється в сучасному світі, відповідно все новим відкриттям в галузі психіатрії та психології людини.
Тому мою увагу одразу привернуло декілька фрагментів з Вашої розповіді. Перший.
"Моя мама (бывший психиатр) с раннего возраста говорила, что у него синдром Аспергера или лёгкая форма расстройства аутистического спектра (РАС)".
І другий "В детстве знакомая психологиня сказала, что он вполне нормальный, просто сильно интровертированный".
Мама - це та людина, яка має найбільший вплив на своїх дітей, і, відповідно, онуків. При чому, навіть в тих випадках, коли дитина навідріз не хоче до неї дослухатися. Адже, на рівні підсвідомості мама і дитина - як одне ціле. Тому все, що вона стверджує, так чи інакше, починає впливати на майбутнє дітей у вигляді установок. (Які доросла дитина починає сприймати як те, що є істиною, і несвідомо підганяти все, що відбувається, під ці самі установки) Хоча сама дитина про це може не здогадуватися і вважати, що та чи інша думка, установка чи поведінкова модель суто її особистісна.
Мама - психіатр за своєю професією. А як відомо, кожна професія накладає певний відбиток на хід думок та логічних викладок. Наприклад, людина криміналіст стикається кожного дня зі злочинами. Тому її психіка налаштована на сприйняття цього світу як небезпечного і злочинного. І вона буде стверджувати, що злочинців дуже багато і потрібно постійно бути насторожі і буде бачити практично в кожному - підозрілу особистість.
Думаю, хід моїх думок вже Вам зрозумілий?
Тобто, як те, що Ваш син дійсно має синдром Аспергера, так і те, що "он вполне нормальный, просто сильно интровертированный" - може бути правдою
Відредаговано автором 10-02-2026 08:37:22
Прошу до моїх слів ставитися, як до припушень. Адже, щоб максимально спробувати Вам допомогти, замало ініормації.
Отже, як на мене, міг відіграти роль факт так званого несвідомого навіювання зі сторони мами. Щоб у свою чергу, Ви самі, несвідомо, ту ж саму установку передали і своєму сину, яка, в свою чергу, почала у нього спрацьовувати на рівні поведінкової моделі...
Тоді, як сам спосіб життя сина може бути, в тому числі, наслідком не діагнозу, а багатьох інших вспоміжних факторів. Наприклад, таких як, відсутність тих же друзів в дитинстві батьків дитини, або ж чийогось із значимих дорослих погляду на створення сім'ї та народження дітей "Он ещё в подростковом возрасте говорил, что не понимает зачем люди женятся, заводят детей, ведь это обуза..."
Будь ласка, подумайте і згадайте, як складалися стосунки з однолітками в дитинстві у Вас та батька дитини? Чи не міг, хтось із вас або значимого дорослого оточення Вашого сина в дитинстві, бодай, на секунду, мати такі ж думки про сім'ю та народження дітей, коли син був зовсім маленьким, або ж і до його народження? От як, наприклад, в підлітковий період, першого кохання чи стосунків з батьком дитини? Це могло проявитися одноразово, в пориві якоїсь емоції, чи тимчасового переживання, щоб потім забутися.... Адже, підсвідомість дитини нічого не забуває, щоб в дорослому віці стати вже інструкцією до життя.
Відповіді на ці запитання потрібні саме для того, щоб зрозуміти що в поведінці сина можу бути наслідком генетичних змін, а що може піддаватися корекції як навіяне із зовні.
В профессиональной среде давно существует простая и точная формула, помогающая отличить здоровье от болезни. Нуждается ли человек в помощи и мешает ли его состояние жить ему самому.
Если мешает это болезнь.
Если человек живёт свою жизнь, справляется с задачами, работает, обслуживает себя и принимает решения это вариант нормы, даже если он сильно отличается от социального среднего.
В вашем случае мы не видим болезни. Мы видим нейроотличие, особый способ быть в мире.
Вы вырастили взрослого мужчину, который получил образование, работает и востребован, не разрушает себя зависимостями, заботится о близких и помогает в быту. Это маркеры психологической состоятельности.Вы хорошая мать. Правда.
Важно разделить две вещи, которые у вас сейчас сплетаются. Его реальную жизнь, которая, судя по описанию, его устраивает,
и ваше материнское представление о том, какой "должна быть" жизнь и молодость. Это представление не про него это про вас.
Скорее всего, у него эта социальная потребность и не появится, такое устройство нервной системы и устойчивый мировоззренческий выбор, сформированный ещё в подростковом возрасте.
Жалость, которую вы чувствуете, понятна. Но когда мы жалеем взрослого человека за то, что он живёт не так, как нам кажется правильным, мы занимаем позицию "я знаю, как надо".
Мамы от Бога, но мамы не боги. Мы не можем прожить за детей другую жизнь.
Вы сделали главное, дали ему жизнь. А распоряжаться ею он имеет право только сам.
Вам остаётся один шаг -передать его жизнь. Кто-то называет это высшей силой, кто-то судьбой.
Смысл один: Я сделала всё, что могла. Теперь я отпускаю.
Это и есть принятие , согласие не воевать с реальностью каждый раз, когда она не совпадает с вашими ожиданиями.
Здравствуйте, Варвара.
«…как мне полностью принять его такой образ жизни, перестать за него переживать и мучиться чувством вины / горя, научиться жить с мыслью, что он, скорее всего, останется один.»
Думаю, что переживать за своего ребенка, мать не перестает никогда. Эта функция пожизненно « прошита» в ней. Всегда повод найдется. Как и хотеть для своего ребенка « лучшего «.
Поэтому, ваши переживания - нормальны и вполне имеют право быть.
Другое дело, это « градус» переживаний и то, как вы с ними справляетесь.
Из вашего письма следует, что вы @ приняли его», но « мне его жалко». Позвольте не согласиться. Если бы вы « приняли « отличность вашего сына как особенность, а не как дефект, у вас бы не возникало чувства жалости к нему.
Его нейроотличность( кстати, которая является результатом ваших предположений ( вашей мамы),а не установленного диагноза ) не делает автоматически его несчастным. И тогда, жалеть человека, которому комфортно в его одиночестве, немного не про самого человека, правда?
Как у вас « дела» с чувством одиночества?
Вообще, « принятие « и « смирение « - это путь, причем ваш индивидуальный. Наверное, обрести состояние « дзен» в конце этого пути- сверхзадача, но научиться регулировать свою тревогу, уровень боли/ вины, вполне реально.
И начинать этот путь надо с себя, с тех вопросов, которые сильно « триггерят» в сыне. И сепарация, куда ж без нее?
Відредаговано автором 10-02-2026 10:17:41
Доброго дня. 👋
🔹 У вашому повідомленні дуже відчувається любов до сина і водночас велика тривога за нього. Ви не скаржитеся — ви переживаєте про його майбутнє, про можливе самотнє життя. І це говорить про те, що ви уважна й турботлива мама.
🔸 Важливо розділити дві речі.
🔹 Перше — це об’єктивна картина.
Ваш син працює, соціально функціонує в професійній сфері, здатний вирішувати важливі завдання, допомагає по господарству, не має шкідливих звичок. Це ознаки дорослої, відповідальної людини. Люди з рисами аутистичного спектра можуть жити саме так — спокійно, структуровано, з обмеженим колом спілкування — і при цьому почуватися внутрішньо стабільно.
🔸 Друге — це ваші почуття.
Схоже, ви проживаєте втрату очікувань: можливо, образу родини сина, онуків, активного соціального життя. Це природно. Батькам непросто прийняти, що дитина може мати інший життєвий сценарій, ніж той, який здається більш «правильним» або «щасливим».
🔹 Дуже важливе запитання до себе:
він страждає — чи страждаєте ви, дивлячись на його спосіб життя?
🔸 Якщо він не говорить про самотність як про біль, не демонструє ознак депресії, не висловлює незадоволення — можливо, такий формат життя для нього природний. Не всім людям потрібне активне соціальне коло чи романтичні стосунки, щоб почуватися достатньо добре.
🔹 Прийняття починається не з того, щоб «перестати переживати», а з поступового визнання:
у нього — своя норма, у вас — свої очікування.
🔸 Його особливості — це не ваша помилка і не наслідок неправильного виховання. Це частина його структури особистості.
🔹 Іноді допомагає змістити фокус із питання «чи буде він сам?» на «як я можу зберігати теплі, поважні стосунки з ним зараз?».
🔸 І ще важливо: те, як він живе сьогодні, не обов’язково визначає все його майбутнє. Люди з такими особливостями часто соціально дозрівають по-своєму і в своєму темпі.
Ви вже робите дуже багато — ви намагаєтеся зрозуміти, а не змінити його силою. Це і є прояв справжньої материнської любові. 🌿
Здравствуйте, Варвара!
цитата:
Начну издалека, но не настолько далеко, чтобы потерять фокус Вашего запроса. Главное будет в самом конце. И, надеюсь, Вы поймете, почему я избрал именно такой подход.
Итак, Вашему сыну 31. Не 45, не 50 и уж тем более не 65. Так что теоретически возможны некие перемены. Их диапазон сейчас раскрывать не вижу смысла. Главное, что они ВОЗМОЖНЫ. А какие - время покажет.
Вы, кстати, упомянули о сходстве сына с характером бабушки по линии отца, у которой так или иначе были отношения, наверное, семья и т.д. Так что на данном этапе ни от чего не отказываемся. Судьба людей далеко не линейна, а особенности личности - еще не приговор.
Второе. Ваша мама теоретически могла ошибаться? Она ведь человек, а людям свойственно ошибаться. Не так ли?
Что дает этот вопрос? Он ставит под сомнение объективность "линзы", сквозь которую воспринимаете образ сына(!), невольно заостряя внимание на том, чего нет.
Идем дальше. Что с отцом ребенка? В каком возрасте сына Вы расстались? Если это был разрыв, то насколько болезненно для Вас и для ребенка он проходил?
Поддерживают ли сейчас между собой связь отец и сын?
Еще один важный аспект. Кто, по сути, занимался воспитанием сына? К кому он испытывал наибольшее доверие? С кем любил играть? К чьему мнению прислушивался?
Отношения с отчимом на сегодняшний день у него какие?
Как отчим и Вы непосредственно относитесь к идее отдельного проживания сына, учитывая
цитата:
практически всё время проводит дома и живёт вместе со мной и отчимом. Выходит на улицу, лишь при крайней необходимости.
?
Сможет ли, на Ваш взгляд, сын справиться с задачей самостоятельного проживания? О чем-то подобном он заговаривает?
Вы отмечаете, что
цитата:
Замечу, "ПОЧТИ полностью" не равно "абсолютно замкнут и оторван. Скажите, как не будучи социален, он мог
цитата:
?
цитата:
Этот отказ очень сильно меня расстроил и заставил осознать: скорее всего, он всю жизнь останется одиноким во всех смыслах — без друзей, без пары, без активной социальной жизни.
Было бы полезно узнать реакцию сына на Ваше разочарование по поводу его отказа поехать с коллегами в другой город. Предположим (только предположим), что коллеги любят баловаться алкоголем или чем-то еще из репертуара расслабляющих средств. Взирая на этот нюанс, так уж удручающе выглядит отказ сына от поездки?!
А теперь о главном, как и обещал.
цитата:
как мне полностью принять его такой образ жизни, перестать за него переживать и мучиться чувством вины / горя, научиться жить с мыслью, что он, скорее всего, останется один.
На мой взгляд, в такой постановке, перспектив у решения проблемы весьма немного.
Наоборот, гораздо больше шансов у другого подхода - как мне (то есть Вам) сделать так, чтобы переживания по поводу судьбы сына заняли не критически большое место в общей палитре моих жизненных потребностей/интересов/задач/планов и целей?!
Такая мысль Вас не смущает, поскольку она влечет за собой заинтересованное внимание к Вашей жизни в целом, а не одному, хоть и очень важному вопросу?
При этом психотерапия (работа с чувством вины и горя) будет всего лишь одним из многих других средств коррекции Вашего состояния.
Відредаговано автором 10-02-2026 12:21:22