Можно ли справиться с выгоранием на работе в сфере обслуживания?
Здравствуйте. Мне кажется , я столкнулась с выгоранием на работе , но не знаю , как с этим бороться и выйти из этого состояния
Я работаю на кассе в крупной торговой сети ( поток людей огромный) уже 2,5 года. Сначала , я выходила на эту работу , как спасение с декрета: руководитель предоставил мне график, который был удобен конкретно мне, чтоб было с кем оставить ребенка , сошлись на 2/2( по 10 часов)
Со временем , график начал «расплываться»: 3/1, 2/1 и так далее , часто рабочие суббота и воскресенье = конфликты с мужем о том, что мы не проводим время вместе , так как когда у него выходные , я на работе
Приходя с работы в 9 вечера я заметила , что полностью начала выпадать из жизни ребенка на эти 2,3,4 рабочих дня подряд. Утром я ушла , он только проснулся , вечером я вернулась , а ему уже спать
Я постаралась откорректировать график с руководителем, но морально мне легче не стало
Постоянный негатив людей , оскорбления в мой адрес понимая , что я не могу нахамить клиенту в ответ , отсутствие нормального времяпровождения с семьей , так как за выходной я успевала только заняться бытом и потом просто лежать. стало уже какой-то точкой невозврата
На данный момент есть постоянное чувство апатии, нет желания ничего делать , хочется просто лежать весь день и все , не хочется идти на работу , вообще , я часто срываюсь и кричу на ребенка по всяким мелочам , я понимаю , что уже просто не вывожу и я не хочу видеть людей (покупателей) и ощущать все плохое , что они выплескивают
Муж всегда говорил «не воспринимай близко к сердцу, люди же как-то другие работают и ничего , это ты слишком нежная»
Но я не могу уже закрывать глаза , когда все это происходит на регулярной основе , может я действительно слишком нежная или слабая
Я всегда работала на износ , не брала больничный, когда действительно было плохо , потому что ценила эту работу , как личный доход и некую независимость от мужа
Я сдуваюсь , и не знаю , как поступить дальше , так как другие варианты работы , чаще всего, предлагают такой график, который мне не походит из-за того, что не с кем оставлять ребенка
Держусь за эту работу , но морально не выдерживаю , брать тот же отпуск - не помогло
Мне хотелось бы свободных вечеров с семьей ,больше качественного времяпровождения имнно с ребенком , но после смены или в выходные я только срываюсь на всех и судорожно драю квартиру (меня это успокаивает почему-то)
Уходить с работы?
но выход ли , просто уйти с работы и остаться ни с чем ?
Вподобали: 2 з 2

Відповіді психологів
Доброго ранку Анно.
З того, що Ви пишете, стає зрозумілим, що Ви на даний момент знаходитеся в стані психо-емоційного вигорання, бо взяли на себе набагато більше, аніж маєте внутрішнього ресурсу. Який не знаєте, як поповнювати. Це перше.
Друге. З того, що Вам говорить чоловік
"Муж всегда говорил «не воспринимай близко к сердцу, люди же как-то другие работают и ничего , это ты слишком нежная», я роблю припущення, що у Вас може бути сильна залежність від ставлення до Вас оточуючих людей. А так, нерідко, буває тоді, коли є певна ідеалізація людей та стосунків. Що може мати "коріння" з дитинства у разі, якщо в стосунках із значимими дорослими не було достатнього почуття захищеності та прийняття. Що могло породжувати стан постійного очікування схвалення і, у свою чергу, впливати на самооцінку.
Тому, щоб спробувати Вам допомогти краще розібратися в ситуації, підкажіть, будь ласка, чи було достатньо довіри та любові в стосунках з батьками?
Далі Ви пишете "Сначала , я выходила на эту работу , как спасение с декрета..."
Я правильно Вас зрозуміла, перебуваючи вдома в декретній відпустці, Ви не почували себе реалізованою та щасливою? І робота - це була лише спроба втекти від чогось, що Вам дуже не подобалося вдома? А що не подобалося вдома?
Чи хотіли Ви мати дитину? Чи були готові до її народження?
Наступне. "Я всегда работала на износ , не брала больничный, когда действительно было плохо , потому что ценила эту работу , как личный доход и некую независимость от мужа"
Як на мене те, що змушувало Вас "работала на износ , не брала больничный, когда действительно было плохо" дещо виходить за межі лише одного цінування роботи. А більше схоже на глибоко вкорінене несвідоме бажання бути постійно "гарною дівчинкою", доводити, що Ви заслуговуєте любові, схвалення та прийняття. Що, знову ж таки, може торкатися Вашого дитинства. Плюс, потребує уточнення стосунків з чоловіком "...как личный доход и некую независимость от мужа". Але ж жіноча справжня внутрішня незалежність - це більше не про фінанси, а про стан самодостатності. Бо забезпечувати сім'ю фінансова - це природно саме для чоловіка. Реалізація себе в професійній сфері - це якраз більше прерогатива представників сильної статі. Тоді як для жіночої природи властива реалізація себе саме в сімейних стосунках. Отже, як на мене, питання може більше торкатися сформованих ще з дитинства неправильних установок щодо розуміння незалежності між чоловіком та дружиною.
Які стосунки в дитинстві були між Вашими батьками? Хто фінансово більше дбав про сім'ю?
"Держусь за эту работу , но морально не выдерживаю , брать тот же отпуск - не помогло..." А як Ви проводите свою відпустку? Чим заповнюєте свій вільний час? Як багато перебуваєте на природі?
"Мне хотелось бы свободных вечеров с семьей ,больше качественного времяпровождения имнно с ребенком , но после смены или в выходные я только срываюсь на всех и судорожно драю квартиру (меня это успокаивает почему-то)"
Як на мене, Ви постійно знаходитеся в стані психо-емоційної напруги. Саме тому звичайна фізична праця "драїти підлогу" дає Вам можливість цю напругу дещо зняти за рахунок переключення видів діяльності. Але це тимчасова допомога. Бо, як на мене, Ви просто не вмієте відпочивати, а отже, не дозволяєте собі перебувати у стані розслабленості.
І ще. Ви пишете, що хочеться "больше качественного времяпровождения имнно с ребенком...". А як час проводите з чоловіком? Чи задоволені Ви стосунками саме з ним?
Відредаговано автором 30-01-2026 05:48:30
Здравствуйте.
График работы по 10 часов в день, 3 и более дней подряд - это изматывающий график. Плюс работа с потоком людей отбирает ресурс.
Для восстановления ресурса нужно время на отдых, умение переключаться на семью, хобби, общение с друзьями, развлечения (кино, пикник, баня) и т.д.
Даже машина нуждается в тех обслуживании для хорошей эксплуатации а уж человек и подавно.
Насколько вы цените себя и свой ресурс? Сколько ещё времени вы готовы так работать?
цитата:
Уходить с работы?
но выход ли , просто уйти с работы и остаться ни с чем ?
Вы считаете, что другой работы не найдете? У вас есть какое-то образование? Вы пробовали что то искать?
«Уходить с работы?
но выход ли , просто уйти с работы и остаться ни с чем ?»
Разве, уйдя с работы вы «останетесь ни с чем «? А как же:
« Мне хотелось бы свободных вечеров с семьей ,больше качественного времяпровождения имнно с ребенком».
С этим вы и « останетесь «. Вы закроете эту свою потребность, как и уйдут «конфликты с мужем о том, что мы не проводим время вместе , так как когда у него выходные , я на работе». Избавитесь от « негатива людей», работы « на износ « и ….заработной платы.
Если смотреть на «+» и «-«, то приобретете вы больше, чем потеряете. Это на первый взгляд, если не знать , что потеряете вы не просто
«личный доход «, а «некую независимость от мужа». И, мне кажется, что с этой точки начинается запутываться весь «клубок» проблем.
Ваши отношения с мужем- какие они?
В какой момент возникла потребность в @ независимости»? Что произошло?
Ведь, если вы согласны работать по 10 часов в день без отпуска и больничных- это не про « ценность « работы, а про то, что вам невыносимо возвращаться в состояние « зависимости « от мужа.
В связи с этим, у меня есть предложение, что разобравшись с вашими взаимоотношениями, вопрос работы так остро стоять не будет. Вы или спокойно будете продолжать работать ( у вас будет ресурс « вывозить» негатив покупателей), либо найдете себе что-то другое.
ДОброе утро, Анна!
цитата:
МОЖНО ЛИ СПРАВИТЬСЯ С ВЫГОРАНИЕМ НА РАБОТЕ В СФЕРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ?
Ответ на Ваш вопрос - да, можно(!)
Однако Ваша ситуация выходит за рамки общепринятоого понятия "выгорание на работе".
Лично Ваше выгорание обусловлено целым рядом факторов, включая имеющиеся сложности в отношениях с мужем. Мне даже сложно сказать, влияние какого из факторов сказывается больше.
Плюс, конечно, существенное значение имеет Ваше отношение к самой себе(!) А именно - способность себя ценить, уважать, беречь, находить приемлемые способы для удовлетворения своих желаний и потребностей.
цитата:
Мужа такая ситуация не устраивает. И Вас, разумеется, тоже. Но что он готов предложить в качестве решения? Может, предлагает Вам оставить работу и посвятить себя семье? А Вы согласитесь на такой вариант, если он всерьез заговорит об этом?
Может быть, советует поискать работу с частичной занятостью - полдня, с выходными по субботам и воскресеньям?
Я так понимаю, что возникшая проблема касается вас обоих, но почему решать ее обязаны только Вы?
цитата:
Сначала , я выходила на эту работу , как спасение с декрета
Расскажите, чем так тягостно для Вас было пребывание в декрете? Как было с помощью от мужа?
цитата:
Рекомендую отнестись к своему состоянию максимально ответственно. Что предполагает визит к врачу неврологу/психотерапевту с возможно последующей медикаментозной поддержкой. Не навсегда, на время - пока она актуальна и необходима.
И, конечно, стоит повзаимодействовать с психологом. Клубок накопившихся проблем нуждается в распутывании. А Ваши подходы в коррекции, что должно благотворно отразиться на ситуации в семье и взглядах на работу.
👋 Вітаю.
🔹 Те, що ви описуєте, дуже схоже на професійне емоційне вигорання. І важливо сказати одразу: з вами не «щось не так». Ви не слабка і не «занадто ніжна». Ви — виснажена.
🔸 Робота у сфері обслуговування з великим потоком людей, постійним негативом і неможливістю захищати свої межі поступово забирає внутрішні ресурси. Коли до цього додається нестабільний графік, відсутність часу на сім’ю та відновлення, психіка починає сигналити через апатію, втому, роздратування і бажання «нікого не бачити».
Те, що ви зриваєтесь на дитину, не означає, що ви погана мама. Це означає, що ваш ресурс давно на нулі. Аби щось давати — потрібно мати з чого.
🔹 Ваша робота свого часу була важливою опорою: дала дохід, відчуття незалежності, допомогла вийти з декрету. Але зараз, схоже, вона виконала свою функцію і перестала бути підтримкою. Це не поразка — це сигнал про необхідність змін.
🔸 Перед тим як різко щось міняти, важливо пройти так звану екологічну перевірку. Це означає не просто «шукати іншу роботу», а уважно подивитися, яка саме робота вам підійде. Чітко зрозуміти функціональні обов’язки можливих варіантів, у спокійній обстановці уявити себе в цій ролі — як ви виконуєте цю роботу день за днем — і прислухатися до відчуттів у тілі: чи є напруга, важкість, чи, навпаки, з’являється відчуття легкості, спокою, зацікавленості.
🔹 Так само важливо детально пройтися по можливих напрямках, оцінити, чи потрібні додаткові навички або освіта, і лише після цього цілеспрямовано готуватися до змін. Сам процес підготовки — навчання, планування, поступовий перехід — уже може стати опорою і знизити напругу, бо з’являється відчуття руху і контролю над ситуацією.
🔸 Іноді думка «ця робота — тимчасова, вона допомагає мені підготуватися до іншого етапу» вже трохи полегшує стан. Ви не зобов’язані терпіти, щоб довести свою силу. Бажання мати вільні вечори з сім’єю, більше тепла і менше виснаження — це не примха, а здорова потреба.
З цієї точки можна виходити — не через виснаження, а через уважність до себе і своїх реальних можливостей. Крок за кроком. 🌿
P.S.
Часто на співбесідах вирішальну роль відіграє не тільки досвід, а внутрішній стан кандидата. Коли людина йде на зустріч із відчуттям інтересу, спокою й бажання працювати саме на цій позиції — без страху, що її “не візьмуть”, — це відчувається невербально. Така впевненість і внутрішня згода з вибором значно підвищують шанси на позитивне рішення з боку рекрутера.
Відредаговано автором 30-01-2026 11:50:14
Одним из мощных элементов стресса является цейтнот ощущение, что нам не хватает времени. Это повышает уровень кортизола (гормона стресса) и провоцирует эмоциональные срывы и катастрофизацию.
Вы сказали, что хотели бы свободных вечеров с семьёй и больше качественного времени с ребёнком. Это ваша цель? или цель чистая квартира? Что произойдёт, если уборка будет выполнена на 50% и разделена с мужем? А потом все вместе гуляете с ребёнком хотя бы 15–20 минут в день? Даже мини-ритуалы с ребёнком перед выходом на работу , не пустая трата времени, а ваша подзарядка.
Признание того, что работа с людьми энергозатратна, помогает выстраивать внутренний барьер и включать другую идентичность на кассе, например "Наблюдатель". Скрипты общения с покупателями, как правило, в ТЦ дают, ваша задача не вовлекаться эмоционально. Если есть возможность договориться о более стабильных сменах, это снизит уровень стресса.
Но главное навыки саморегуляции. как вы заботитесь о себе, гуляете, дышите, выделяете время для себя?
Анна,Вітаю !
Какой ценой вы сейчас живёте?
Вы описываете несколько очень важных утрат:
утрату времени с ребёнком — и боль от того, что вы его почти не видите;
утрату контакта с мужем;
утрату себя живой, а не только функционирующей;
утрату ощущения, что ваша работа имеет смысл, а не только истощает.
И когда вы спрашиваете: «Может, я слишком нежная?» —
я бы предложила остановиться в этом месте
“Нежность” — это не слабость, а высокая чувствительность к жизни.
А работа с постоянным потоком агрессии, запретом на защиту, длинными сменами и нарушением договорённостей — объективно тяжёлая, особенно для человека с ребёнком и семейной жизнью.
Ваши симптомы — апатия, раздражительность, срывы, желание лечь и исчезнуть, отчуждение от людей — это не «леность» и не «каприз».
Это сигналы предела. Предела, за которым человек либо меняет что-то во внешнем, либо начинает разрушаться внутри.
Если вы продолжите так жить ещё год — кем вы станете?
Что в этой работе вы защищаете на самом деле — деньги, независимость, чувство ценности?
Что для вас сейчас важнее: не остаться “ни с чем” или не потерять себя и контакт с ребёнком?
Какую цену вы готовы платить — и какую больше не готовы?
Очень важный момент: вы уже пробовали «отпуск» и «подстроить график». Это не помогло.
Значит, проблема не в усталости как таковой, а в несовпадении вашей жизни с тем, что для вас по-настоящему ценно.
Вы хотите:
свободные вечера;
быть с ребёнком не раздражённой, а живой;
чувствовать себя человеком, а не функцией.
Это не фантазии. Это ваши экзистенциальные потребности.
Вопрос сейчас не в том, уходить ли прямо завтра,
а в том, как вы можете вернуть себе выбор, а не жить в ловушке «или работа — или всё развалится».
И ещё одно важное:
то, что уборка вас успокаивает — это попытка хоть где-то вернуть контроль и тишину. Это тоже сигнал, как сильно вам сейчас нужна опора.
Если бы мы работали вместе, я бы сказала так:
«Давайте не решать сразу.
Давайте сначала поможем вам снова почувствовать себя живой,
а уже потом — принимать решения».
Вы не слабая.
Вы — человек, который слишком долго нёс больше, чем может нести в одиночку.
Согласна с коллегами, это НЕ вопрос выгорания в профессии.
Это вопрос истощения ресурсов.
Вопрос "такая ли работа " Вам вообще нужна.
Вопрос о том, хотите ли Вы вообще работать.
Вопрос о том, что стоит за потребностью в независимости от мужа .
Ваша уборка квартиры всего лишь инструмент "упорядочивания" своей жизни хотя бы там, где Вам это подконтрольно. Это нормально в этих условиях.
Тут важно не "подкорректировать себя " для того, чтобы "легче терпеть все неудобства ", а дать себе время разобраться в том, что по-настоящему не устраивает, чего действительно хочется.
Вы- такая, как есть. Даже если "нежная" ( хотя сложно так назвать маму маленького ребёнка, которая работает на такой объективно тяжёлой работе по 10 часов подряд)- Вы имеете Право быть такой.
Чувствуете ли Вы за Собой Право выбирать тот способ жизни, который Вас устроит на самом деле?
Если не эта работа, а какая-то другая- как хотелось бы, чтобы был организован рабочий день?
С чем хотелось бы, чтобы эта работа была связана (люди, животные, растения, дети, документы, творчество, удалённо или вживую и т.п.)?
Звучит тема личных границ и умения заботиться о себе.
Если вы готовы работать как угодно - с любым графиком, без больничных, то выгорание неизбежно, при чем на любой работе. Важно уметь соблюдать баланс.
У вас стоит вопрос выживания, что без этой работы вам не будет что кушать и на что жить?
Если нет, то возможно стоит выбрать другой график, возможно частичную занятость, научиться брать больничные, когда вам плохо, и работать так, как вы договорились, а не как начальству в голову взбредет?
Павел Леонидович Басанский психолог
Київ ·
Здравствуйте, Анна!
цитата:
Я работаю на кассе в крупной торговой сети ( поток людей огромный) уже 2,5 года
Первая ваша фраза уже частично отвечает на ваш вопрос. В ней описана сама суть вашей работы - огромный поток людей в течение 2.5 лет. Это огромная нагрузка и физическая, но ещё больше - психологическая, учитывая ещё и неизбежную психологическую интоксикацию:
цитата:
Постоянный негатив людей , оскорбления в мой адрес понимая , что я не могу нахамить клиенту в ответ
при невозможности себя как следует защитить.
При этом восполнение внутренних ресурсов было незначительным:
цитата:
отсутствие нормального времяпровождения с семьей
и угнеталась полноценная семейная жизнь.
Как следствие:
цитата:
На данный момент есть постоянное чувство апатии, нет желания ничего делать , хочется просто лежать весь день и все , не хочется идти на работу
А также:
цитата:
я часто срываюсь и кричу на ребенка по всяким мелочам , я понимаю , что уже просто не вывожу и я не хочу видеть людей (покупателей) и ощущать все плохое , что они выплескивают
Что является вполне естественным желанием защитить себя от чужого негатива.
А срываетесь и кричите от чувства собственного БЕССИЛИЯ, до которого себя довели собственным бессмысленным упорством в течение 2.5 лет.
цитата:
но после смены или в выходные я только срываюсь на всех и судорожно драю квартиру (меня это успокаивает почему-то)
Драение квартиры - это сброс нервного напряжение и выход агрессии, которую не можете выпустить "законным" способом на работе, т.к. "клиент всегда прав".
цитата:
Все люди отличаются по своему устройству: есть более грубые, а есть и более нежные, чувствительные. И что из этого? Кто-то кого-то хуже или лучше?
Тем более, что для женщины нормально и естественно быть нежной и чувствительной, это даже именно как достоинство!!! женщины, делающее её ещё более женственной. Или муж ценит мужеподобных барышень со спутанной полоролевой идентичностью?
цитата:
Я всегда работала на износ , не брала больничный, когда действительно было плохо , потому что ценила эту работу
Но НЕ ценили себя. Работа оказалась ВАЖНЕЕ того, кто работает.
И тогда ваше состояние - это закономерное, естественное следствие данного сбоя в представлениях.
цитата:
ценила эту работу , как личный доход и некую независимость от мужа
Какую независимость? То есть ощущали или ощущаете зависимость? Или это попытки быть НАРАВНЕ с мужем в свете нездоровой моды на эмансипацию?
Тогда это вопрос к вашим ментальным установкам - откуда такие и в чём их польза лично для вас?
цитата:
Мне хотелось бы свободных вечеров с семьей ,больше качественного времяпровождения имнно с ребенком
Это здоровое желание и естественная женская! потребность - реализация себя как ЖЕНЩИНЫ и как МАМЫ, а не некоего подобия мужчины.
Не совсем понятна ваша фраза:
цитата:
я выходила на эту работу , как спасение с декрета
От чего именно спасались? От роли мамы или чего-то другого?
А можете пояснить ещё эту свою несколько странную фразу:
цитата:
Уходить с работы?
но выход ли , просто уйти с работы и остаться ни с чем ?
Ни с чем? Это как?
С мужем и ребёнком, с семьёй. Если они на самом деле для вас ценны.
Взамен мнимой "независимости" и нездоровой эмансипации.
Тут что для вас дороже? Проверка на внутренние ценности.
Відредаговано автором 09-02-2026 16:12:02
Вы находитесь в состоянии тяжелого эмоционального выгорания, которое уже перешло в стадию физического истощения. Ваша «нежность» здесь ни при чем — вы 2,5 года работали в условиях эмоционального прессинга и дефицита ресурса.
Суть вашей проблемы:
Сенсорная перегрузка: Работа на кассе с огромным потоком людей — это постоянная атака на психику. Вы поглощаете чужой негатив, не имея возможности ответить.
Конфликт ролей: Вы разрываетесь между «хорошей сотрудницей» и «хорошей мамой». Чувство вины перед ребенком сжирает остатки сил.
Отсутствие поддержки: Обесценивание со стороны мужа («ты слишком нежная») заставляет вас чувствовать себя «неправильной», что только ускоряет выгорание.
Что делать (коротко):
Признать предел: Вы не «сдуваетесь», вы сломались под непосильной ношей. Ваше тело уже сигнализирует апатией: «Остановись, иначе я заболею всерьез».
Смена фокуса в быту: Уборка (драить квартиру) — это ваша попытка вернуть контроль над жизнью, но она забирает силы, которые должны идти на отдых или общение с ребенком. Разрешите себе беспорядок ради сна.
Ультиматум или уход: Если график не возвращается в жесткие рамки 2/2, эта работа вас уничтожит. Уходить «в никуда» страшно, но оставаться — значит разрушить отношения с сыном и мужем окончательно.
Поиск альтернативы: Ищите работу без прямого контакта с толпой (склад, оператор чатов, архивариус). Даже если доход будет меньше, вы сэкономите на лечении нервной системы.
Важный момент: Ваши крики на ребенка — это не агрессия, а «переполнение чаши». Вам нечем делиться, вы пусты.
Как вы думаете, что случится самого страшного, если вы уволитесь и возьмете паузу на месяц, чтобы просто прийти в себя?