Навязчивые мысли
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, в один момент меня стали тревожить навязчивые мысли о том, что люди постоянно что-то делают и, соответственно, я тоже постоянно что-то делаю. То есть меня угнетает то, что сам процесс жизни такой, что ли. То есть люди не могут отдыхать, не могут просто взять и подолгу смотреть в потолок, например. Это создает впечатление рабства, рабства у самой жизни, что ты не можешь даже находиться в бездействии, когда хочешь этого. По сути, люди отдыхают только когда спят, а в осознанном состоянии постоянно что-то, но делают. Я понимаю, что здесь проблема скорее всего не в самом процессе деятельности - сама она по себе, наверное, естественна, а в моем отношении к этому. Буду очень благодарен, если кто-то поможет разрешить мне эту проблему, потому что вот эта навязчивость меня и изматывает, и мучает.

Відповіді психологів
Доброго ранку Abraxas.
Насправді, дати відповідь дистанційно на таке складне внутрішнє питання, надзвичайно важко. Тому я лише спробую висловити свої припущення як сімейний психолог.
Підкажіть, будь ласка, чи були у Вас раніше нав'язливі думки, можливо, з інших проблем чи питань?
Чи зверталися Ви з проблеми нав'язливих думок до інших спеціалістів: психіатрів, наприклад?
І ще. Чи вмієте Ви відпочивати по справжньому та розслаблятися?
Доповнення від автора питання ·
↩ Реакція на відповідь № 388193 для Алла Григорівна
Здравствуйте. Спасибо большое за ответ. Ранее навязчивых мыслей вроде бы не было. Единственное что, у меня есть еще одна навязчивость - это страх отравиться. К психиатрам по поводу этого вопроса не обращался. И расслабляться, да, я действительно не умею.
Доброе утро, Abraxas!
цитата:
Буду очень благодарен, если кто-то поможет разрешить мне эту проблему, потому что вот эта навязчивость меня и изматывает, и мучает.
Расскажите, как давно стали замечать навязчивые мысли и
цитата:
страх отравиться
?
Вы отметили в стартопике - навязчивые мысли Вас изматывают. Правильно? А как еще они влияют на Вашу жизнь: в плане отношений с близкими, в деятельности или учебе, дружбе и т.д.?
цитата:
То есть люди не могут отдыхать, не могут просто взять и подолгу смотреть в потолок, например.
Если можете, раскройте, на чем основан вывод о том, что люди не могут отдыхать или подолгу смотреть в потолок? Об этом Вам поведали научные исследования? Может, Ваши многолетние наблюдения за людьми, причем с большой выборкой?
В Вашей семье - кто из близких не умеет отдыхать после работы? В свой собственный выходной или праздник? В отпуске?
цитата:
Это создает впечатление рабства, рабства у самой жизни, что ты не можешь даже находиться в бездействии, когда хочешь этого.
Когда Вы смотрите в ретроспективе на свою личную историю, то...
удавалось ли Вам попросту ничего не делать в детстве, мечтать и не испытывать давления взрослых, мол, не сиди без дела, займись чем-нибудь?
А в подростковом возрасте неужели ни разу не лежали спокойно у берега реки, глядя за тем, как над Вами романтично проплывают облака?
Я так понимаю, что в настоящее время Вы непременно чем-то заняты, ощущая себя рабом у своей жизни. Чем же Вы заняты?
В своих мечтах каким образом намереваетесь освободиться от "рабства", то есть обрести свободу?
По поводу страха отравиться. Были ли случаи отравления с Вами в прошлом?
Відредаговано автором 15-01-2026 10:38:56
Доповнення від автора питання ·
↩ Реакція на відповідь № 388195 для Володимир Анатолійович
И вам спасибо большое за ответ!
Замечать стал такие мысли примерно с момента начала войны.
Влияют, возможно, на деятельность, но там влияют уже немного другие мысли. То есть, когда я с кем-то вижусь, например, или куда-то иду, возникают вопросы: а зачем я это делаю, почему я сейчас именно здесь, а не где-то еще? То есть имеется некая растерянность.
Нет, я просто по каким-то своим наблюдениям на этом основываюсь)) У меня в семье - да, мать постоянно деятельна. И такой была всегда. Мы живем вместе.
Вот я всегда, по-моему, жил, в активном режиме. Точно не помню, подгонял ли меня кто-то из родственников (но это возможно), но помню, что сам действительно всегда был в состоянии мобилизации. Не могу вспомнить такого, чтобы я любил смотреть на облака, на звезды, на реку и т.д.
Да я ничем особым не занят. Просто сижу у ноутбука. Так я нашел какой-то выход комфортной для меня деятельности. Но это тоже выбор без выбора. Я выбрал наименьшее, в чем, как мне кажется, утомляюсь.
А как бы я хотел вырваться из этого рабства - даже не знаю. Наверное, стоило бы оторваться от матери, но связь между нами очень крепка.
Нет, отравления у меня не было, но был наркотический опыт бэд-трипа. И я боюсь этого повторения. Боюсь, что симптомы отравления могут привести к чему-то подобному.
Дякую за уточнення.
Як на мене, всі нав'язливі думки самі по собі не з'являються.
Тобто, має бути якась ситуація, подія, чи сильний стрес, які могли запустити застрягання. І про які Ви можете навіть не здогадуватися. Бо так інколи буває, що в якусь мить ми реагуємо на незначний або значний подразник дуже емоційно потужно. Зреагували, ситуація швидко вирішилася і ми забули, але...
Залишилася застрягла непрожита емоція, стрес, як заноза в тілі. Тільки не матеріальна, а на рівні психіки. І ця "заноза", щоб ми на неї звернули увагу та витягнули, може нам сигналити от такими застряганнями. Найсерйозніші стреси - це стреси та дитячі травми. Ви пишете, що мама дуже діяльна. Тобто, вона звикла дит в певному ритмі, якій для неї може бути комфортним, але не для Вас. Бо у Вас може бути зовсім різний тип темпераменту і це нормально. Але... Маленька дитина вчиться жити від значимих дорослих. Отже, все, в тому числі, ритм життя, сприймає як закон, як правило.І несвідомо намагається йому слідувати. Що поступово може створювати внутрішню напругу. До речі, а як мама ставилася до Вашого навчання, Ваших успіхів в житті, в роботі? Чи задоволена Вами та Вашими успіхами?
Відредаговано автором 15-01-2026 11:34:40
Спасибо, что так ясно и честно описали своё состояние. В том, что вы переживаете, нет ничего странного или «ненормального» — это действительно может быть очень изматывающе.
Попробую аккуратно разложить это по слоям.
1. Что с вами происходит на самом деле
Вы очень точно подметили важную вещь:
проблема не в самой деятельности, а в переживании невозможности не быть.
То, что вас мучает, похоже не просто на мысль, а на навязчивость:
осознание непрерывности жизни,
ощущение, что нельзя «выйти» из процесса,
переживание принудительности самого факта существования.
Это состояние часто сопровождается:
тревогой,
чувством ловушки,
мыслями о «рабстве у жизни»,
утомлением не от дел, а от самого факта осознанности.
Это не лень и не философская абстракция — это перегруженная нервная система + застревание внимания на одном уровне осмысления жизни.
2. Важный поворот: Осознать,принять ,что бездействие — это тоже действие
Здесь есть ловушка мышления, которая и подпитывает навязчивость.
Вы как будто исходите из идеи:
«Если я в сознании — я обязан что-то делать»
Но:
смотреть в потолок — это тоже действие,
лежать и чувствовать дыхание — действие,
быть — не равно производить.
Проблема не в том, что «человек всегда что-то делает»,
а в том, что вы обязываете себя придавать этому смысл и напряжение.
Это превращает нейтральное «жить» в «быть вынужденным».
3. Почему мысль стала навязчивой
Навязчивыми мысли становятся не потому, что они «глубокие»,
а потому что:
вы пытаетесь разрешить их логикой,
но они относятся не к логике, а к чувству контроля.
Вы не можете «додумать» выход из факта существования —
и психика застревает в бесконечном прокручивании.
Это похоже на попытку:
«А как мне перестать ощущать, что я существую?»
Ответа нет — и тревога усиливается.
4. Очень важная мысль, которая может принести облегчение
Вы не обязаны хотеть жить активно.
Вы не обязаны наслаждаться процессом жизни.
И вы не обязаны быть в согласии с фактом существования.
Парадоксально, но именно попытка принять жизнь как обязанность делает её невыносимой.
Свобода здесь начинается не с «полюбить процесс»,
а с разрешения себе думать:
«Да, иногда жизнь ощущается как тяжёлый, навязанный процесс — и это нормально».
5. Практика, которая снижает навязчивость 8
Когда мысль приходит, не обсуждайте её.
Сделайте вот так:
Фраза-якорь (мысленно):
«Это мысль, а не факт. Моё тело сейчас здесь».
И сразу переключение в тело, не в смысл:
почувствуйте давление спины о поверхность,
вес тела,
дыхание в животе.
Закуклитесь в тело, в телесные ощущения Где и как в теле живет навязчивая мысль ? Переключение каналов - как правило помогает Канал мыслительный переключаем на телесный
цитата:
То есть, когда я с кем-то вижусь, например, или куда-то иду, возникают вопросы: а зачем я это делаю, почему я сейчас именно здесь, а не где-то еще?
И как Вы отвечаете на эти вопросы, вследствие чего возникает растерянность?
цитата:
Нет, я просто по каким-то своим наблюдениям на этом основываюсь)) У меня в семье - да, мать постоянно деятельна.
То есть Ваши выводы субъективны, к тому основаны на ограниченном опыте. В таком случае уместно ли делать обобщение, мол все люди ...?
цитата:
Мы живем вместе.
Не лучше ли жить отдельно?
цитата:
Точно не помню, подгонял ли меня кто-то из родственников (но это возможно), но помню, что сам действительно всегда был в состоянии мобилизации.
Попробуйте ответить на вопрос - мобилизации в связи с чем? К чему готовиться, мобилизовав себя?
цитата:
Не могу вспомнить такого, чтобы я любил смотреть на облака, на звезды, на реку и т.д.
Опишите, пжл, свое детство пятью прилагательными. Сможете?
цитата:
Да я ничем особым не занят. Просто сижу у ноутбука.
Хочу спросить, на какие средства в таком случае живете? Из каких финансовых источников закрываете потребности в еде, одежде, быте и т.д.?
цитата:
Наверное, стоило бы оторваться от матери, но связь между нами очень крепка.
Очень крепка связь - это как? В чем крепость проявляется?
цитата:
Тот перебор был средством убежать от бремени жизни или возможностью что-то испытать/открыть/получить?
Доповнення від автора питання ·
↩ Реакція на відповідь № 388198 для Алла Григорівна
Мама была на самом деле довольна моими успехами, когда они были. А когда у меня наступил в жизни кризис, она, конечно, была оправданно разочарована.
Доповнення від автора питання ·
↩ Реакція на відповідь № 388199 для Людмила Петровна
Спасибо. Я попробовал. Да, возвращение в тело действительно помогает.
Доповнення від автора питання ·
↩ Реакція на відповідь № 388209 для Володимир Анатолійович
На самом деле никак не отвечаю на такие вопросы, поэтому ситуация оказывается неразрешенной.
Да, вполне возможно, что мои выводы субъективны.
Лучше жить отдельно, но у меня действительно проблема самого себя прокормить. Это еще одна проблема, у меня не получается зарабатывать на жизнь.
Почему-то мне кажется, что я боюсь сексуального насилия по отношению к себе. Оттуда мобилизация. Ко мне когда-то в детском лагере приставал вожатый, это болезненный такой момент.
Веселое, яркое, жизнерадостное, легкое, но вместе с тем с какой-то червоточиной тьмы.
Я периодически работаю, также мама работает, родственники помогают.
Крепость, наверное, в том, что мне страшно отрываться и страшно выходить в этот большой мир.
Да, было желание что-то испытать, каких-то острых ощущений.
Доповнення від автора питання ·
А еще мне категорически мало этого мира. Мне ничего в нем неинтересно. Как будто все уже изведано, все испробовано, поэтому я даже не знаю, куда еще направить свое внимание в нем, чтобы получить хоть какой-то интерес. Вот и сижу целыми днями в ноутбуке, делая вид, что это жизнь.
Щодо сексуального насилля...
Якщо сексуальне насилля трапилося а дитинстві, інколи буває так, що дитина ніби забуває про це. Так спрацьовує підсвідомість, щоб захистити психіку дитини від психо-емоційної травми. Вас виховувала одна мама? Чи проживав з Вами батько, чи, наприклад, вітчим в дитинстві?
Далі Ви пишете: "мне категорически мало этого мира. Мне ничего в нем неинтересно. Как будто все уже изведано, все испробовано, поэтому я даже не знаю, куда еще направить свое внимание в нем, чтобы получить хоть какой-то интерес. Вот и сижу целыми днями в ноутбуке, делая вид, что это жизнь". Насправді, щоб мати інтерес до життя, потрібно, по перше, почати розвиватися фізично: повільно та тривало бігати, або довго швидко ходити, займатися спортом на свіжому повітрі, в друге - свою увагу витрачати не на сидіння в комп'ютері, а на свій внутрішній світ, своє Вище "Я". Тобто, зайнятися своїм духовним саморозвитком. Зараз в тому ж Інтернеті велетенська кількість інформації є для саморозвитку. Як на мене, Ви і застрягли на думках, що застрягли всередині себе, стали інертними, перестали розвиватися. І насправді, просто почали відмовлятися жити самі. Людині жодний психолог не допоможе, якщо вона сама відмовляється жити і тікає від реальності у віртуальній світ.
цитата:
Не отвечаете, птч боитесь ответа? Уклоняетесь, чтобы не напрягаться? Что мешает поискать ответы?
цитата:
Да, вполне возможно, что мои выводы субъективны.
У субъекта и будут субъективные выводы, однако они проверяются практикой на реалистичность.
цитата:
" ... у меня не получается..." звучит и выглядит размыто. То есть, в этой фразе не ощущается персонификация с присущей ей ответственностью.
Вы в своей жизни хоть одну гривню заработали своими усилиями?
Что можете делать хорошо?
Чем нравится заниматься?
цитата:
Детская травма могла оставить свой след. При этом Вы уже не ребенок. Можете постоять за себя и в целом вести себя независимо.
Что каксается страха, то с ним оптимально разбираться вместе с психологом. Так Вы избавитесь от "необходимости" тянуть по жизни этот страх за собой.
цитата:
Я так понял, это Вы про свое детство. Правильно?
Похоже, светлого было больше.
С символом тьмы что связано?
цитата:
Получатся, страх выходить в большой мир заставляет держаться за маму. А с ней действительно безопаснее? Осуществиться и раскрыться как личность сможете, не отрываясь от мамы?
цитата:
Да, было желание что-то испытать, каких-то острых ощущений.
То был опыт оторваться от мамы с помощью психоактивных веществ?
Не думали под таким углом на ТОТ опыт?
Доповнення від автора питання ·
↩ Реакція на відповідь № 388215 для Алла Григорівна
Спасибо. Просто сейчас единственное, куда я могу бегать - это до ближайшего буса тцк)
Доповнення від автора питання ·
↩ Реакція на відповідь № 388216 для Володимир Анатолійович
Хорошо, спасибо, я подумаю, с чем это может быть связано.
Из того, чем мне нравится заниматься, - это писать стихи.
Да, это про детство. С символом тьмы, возможно, связан отец.
Да, очень похоже на то, что я пытался вырваться от мамы. До этого тоже был случай, который символически выражал мое желание оторваться от мамы. Спасибо большое, тут явно есть над чем подумать.
Доповнення від автора питання ·
↩ Реакція на відповідь № 388215 для Алла Григорівна
Ой, извините, забыл ответить про отца. Да, он проживал со мной. Он умер, когда мне было 15 лет.
Ваша навязчивая мысль о рабстве жизни и невозможности просто быть без дела это маскировка глубокой внутренней усталости и вины за любой отдых. Вы проецируете на весь мир собственный запрет на пассивность (вероятно, из прошлого: бездействие = лень/провал/наказание), поэтому фокусируетесь на всех людях, а не на себе. Центральный конфликт: сильное желание покоя сталкивается с жёстким внутренним контролёром, который не даёт его принять без тревоги. Это не философия жизни, а сигнал выгорания или депрессивного фона. Начните с малого: сознательно разрешайте себе 10–15 минут ничегонеделания без самобичевания — наблюдайте, как поднимается вина, и просто отмечайте её, не борясь