Со мной что-то не так?
Здравствуйте. Хочу получить ваше экспертное мнение, так как не могу объективно посмотреть на эту ситуацию. И даже стесняюсь писать, и это и тревожит: что я чувствую стеснение и мне даже стыдно такое спрашивать.
Мне 26, с родителями отношения на определенной дистанции, мне комфортно. Поняла, что родители никогда не были сильными фигурами в моей жизни, более того, маму я всегда воспринимаю как ребенка: постоянно манипулировала в моем детстве и не только, постоянно плакала. Короче, все должны были ее утешать, переживать чтобы ее не обидеть и тд, а папу всегда нужно было хвалить за каждое невесомое действие (типа, купил новое мыло). Ну короче, я считаю их инфантильными.
Родителям 53-55 лет. То есть ещё достаточно молодые. Мама отравилась уже как 2 недели, ведет себя как ребенок: к врачу не хочу, то не хочу, в подробностях рассказывает как ей плохо. Не знаю, правда ли что у нее отравление уже 2 неделю, потому когда папа рассказывает про маму, то путается в «показаниях».
Но не суть. Вот в чем суть. Мама мне постоянно рассказывает какие-то подробности, от которых мне неловко и возникает вопрос «что у нее в голове, зачем она мне это пишет».
Вчера написала, что ей тяжело ходить в туалет, что у нее запор и простите, цитирую «даже попа болит в туалет ходить 🥺🥺». Я когда прочитала это, я даже не поняла что мне ответить. Это нормально родителям в подробностях такие вещи говорить? Со мной что-то не так? Я неправильно это воспринимаю?
Я чувствую себя неловко, читая подобные сообщения, будто это 5-ти летний ребенок родители рассказывает, что в туалет не может сходить. Я не понимаю, зачем в ТАКИХ подробностях этим делиться. Учитывая, что в этой же семье в подростковом периоде меня стыдили за месячные, что мол с сестрой должны прятать средства гигиены, чтобы никто их не видел, и тут такие интимные (как мне кажется) вещи.
Я задалась вопросом: может это со мной что-то не так, что я так воспринимаю и это ок? Просто может это я смотрю на маму через призму ребенка

Відповіді психологів
Если я правильно Вас поняла, мама жалуется, но при этом ничего не хочет делать, чтобы улучшить своё состояние.
Маме нужно кому-то жаловаться, сливать . Это образ жизни. Ей не нужна помощь, ей нужно, чтобы ее слушали. Получается, что Вы для мамы, мягко говоря "ведро для слива".
Мама жалуется, потому что считает, что все вокруг это делают, так живут. Вы же остро реагируете, потому что считаете, что должны решать ее проблемы
Вы уже делаете достаточно, когда слушаете ее. Ей именно это и нужно. Попробуйте так к этому отнестись, «Я слушаю - и это лучшее, что маме нужно».
А что-то делать, переживать - это уже наоборот, перебор.
Здравствуйте.
Ваша неловкость вполне объяснима, мама говорит о вещах, которые выходят за пределы той роли и той близости, которые для вас комфортны. Вы вправе реагировать так, как реагируете. И, возможно, вам одновременно трудно и с самими чувствами, которые поднимаются в такие моменты, и с тем, чтобы остановить маму и обозначить, что вы не готовы слышать такие интимные подробности ее жизни.
Відредаговано автором 08-12-2025 03:41:03
Доброго часу доби!
Насправді, на мою думку, нічого дивного у Вашій реакції на мамині інтимні подробиці немає. Бо, з одного боку, як Ви самі написали "в этой же семье в подростковом периоде меня стыдили за месячные, что мол с сестрой должны прятать средства гигиены, чтобы никто их не видел", а з іншого - "маму я всегда воспринимаю как ребенка: постоянно манипулировала в моем детстве и не только, постоянно плакала. Короче, все должны были ее утешать, переживать чтобы ее не обидеть и тд, а папу всегда нужно было хвалить за каждое невесомое действие (типа, купил новое мыло)".
Знаєте, як це працює?
Маленька дитина повністю на рівні підсвідомості відкрита до батьків, до яких, апріорі, має повну внутрішню довіру і сприймає їх як приклад для наслідування. Адже, сама ще не знає себе і не вміє контактувати з оточуючим світом. Тому все, що роблять та говорять батьки, автоматично "записується" на "підкорену" як інструкція до дій в дорослому житті. Це відбувається автоматично. Саме тому нам так важко зрозуміти, чому ми себе поводимо тим, чи іншим способом, чому реагуємо не завжди так, як нам би хотілося, і чому нам так складно змінювати себе.
Тобто, в дитинстві батьки заклали установку, що потрібно інтимні речі приховувати і що афішувати їх - це "моветон", а потім почали самі свої ж правила порушувати. От як Ваша мама
"«даже попа болит в туалет ходить 🥺🥺» І у Вас стався "розрив шаблону", що призвело до по факту, шоку. Хоча, насправді, зважаючи, що мама завжди себе поводила як незріла дитина, нічого дивного немає в тому, що вона сама ж перша і порушила ті самі правила, які Вам нав'язала в дитинстві.
І все б нічого. От, здавалося, все вже "розкладено по поличкам" і можна почати все, нарешті, сприймати так як воно є, і перестати болісно сприймати все нові і нові абсурди від батьків, але ..
До тих пір поки на тому ж рівні Вашої підсвідомості не згармонізуються "я-дитина" та "я-дорослий", до тих пір, поки в Вашій голові Ваші ролі та ролі батьків не стануть на свої природні місця, очікувати, що стане можливим так болісно не реагувати на чергові абсурди батьків - просто неможливо.
І ще. Дитина завжди ідеалізує своїх батьків, а коли в дорослому віці бачить їх неідеальність, найчастіше впадає в критику та осуд. Що є дуже небезпечним для самої ж дитини. Адже, рано чи пізно захочеться мати власну сім'ю, дітей... І тут включається парадокс як певна закономірність: чим сильніше ми своїх батьків критикуємо, тим більша ймовірність, що ми самі себе, певне що несвідомо, автоматично, будемо поводити як вони.
І щоб такого не сталося, необхідно провести повну трансформацію всіх внутрішніх неконструктивних установок саме на тому рівні, на якому вони і були "записані", тобто, на підсвідомому рівні. А такі речі самостійно, на превеликий жаль, зробити неможливо і потрібна допомога психолога.
«Я задалась вопросом: может это со мной что-то не так, что я так воспринимаю и это ок? Просто может это я смотрю на маму через призму ребенка»
Думаю, что с вами все « так», но и действиях мамы я не вижу ничего криминального.
Если рассматривать ее поведение не через призму « ребенка» или «взрослого, а через- уместно или нет в данный момент, тогда можно понять и оценить свои реакции.
Мама рассказала вам достаточно « интимные « на ваш взгляд вещи. Обычно, взрослые люди так делают, когда отношения достаточно близкие и в них безопасно. Конечно, по-хорошему, это лучше рассказывать врачу, но… и так часто бывает. А для вас, мне кажется, это выглядит как сокращение этой « дистанции «( которую вы так тщательно выстраивали) и вы начинаете испытывать дискомфорт:
«,Мне 26, с родителями отношения на определенной дистанции, мне комфортно.»
Как будто мама вас втягивает в сближение, а вы сопротивляетесь. И тут возникает вопрос , как давно вы начали от нее дистанцироваться и собственно, почему. Возможно, это процесс сепарации. И тогда, все ок, а возможно, надо « поработать « над отношениями с мамой.
В любом случае, если вам не комфортно, вы испытываете « неловкость» всегда можно об этом сказать. Если мама не будет знать о ваших чувствах, она будет продолжать так делать.
«И даже стесняюсь писать, и это и тревожит: что я чувствую стеснение и мне даже стыдно такое спрашивать.»
«стыд — это боль от мысли «со мной что-то не так», особенно в глазах других людей.»
Это всегда детская история.
Мама постаралась?
С этим лучше к психологу, потому что чрезмерное чувство стыда очееень портит жизнь.,
Доброе утро!
цитата:
Хочу получить ваше экспертное мнение, так как не могу объективно посмотреть на эту ситуацию.
Обратите внимание - "обьективно" всегда субьективно, поскольку любое определение дается лично человеком, включая и экспертов.
На ситуацию с откровениями мымы Вы смотрите, исходя из имеющихся на СЕГОДНЯ представлений о нормальном и допустимом. И по-другому быть не может. Даже, если представить, что кто-нибудь из психологов скажет, мол, с Вами все Ок, Ваше восприятие адекватное, Вы все равно в одночасье не избавитесь от чувств стыда и стеснения за свою реакцию. Не так ли?
И поэтому возникает вопрос - откуда взялся стыд, искажающий Ваше эмоциональное равновесие?
А ответ известен. Он содержится в переживаяниях раннего детства
цитата:
в этой же семье в подростковом периоде меня стыдили за месячные
Но это только часть полной картины. Другая ее часть, по-видимому, вызвана смятением чувств вследствие перепутанных ролей. То есть на психологическом уровне Вы пребываете в роли Взрослого/Родителя, а мама, соответственно, в роли Дитя. Как тут не появиться смущению и некой растерянности?!
цитата:
Я когда прочитала это, я даже не поняла что мне ответить.
Как бы ответил взрослый ребенку? Но есть ли смысл продолжать играть в мамину игру, укрепляя ее в убеждении и желании оставаться инфантильным ребенком?
Думаю, что для Вашего душевного комфорта было бы целессобразно вести общение на уровне Взрослый - Взрослый. Вести последовательно и доброжелательно. И при таком подходе, каким будет Ваш ОТВЕТ?
Відредаговано автором 08-12-2025 10:12:55
Здравствуйте.
Вы сумели проанализировать и сделать выводы, у вас хорошая саморефлексия.
Трудно общаться с родителями, когда они, ведут себя как дети. В ткакой стуации вы фрустрированы, дезориентированы, вам не накого опереться. Нет взрослой фигуры рядом. И похоже никогда ееи не было в вашей жизни. Отсюда не понимание, "что такое хорошо и что такое плохо".
То, что вы интересуетесь, просите разъяснить непонятные для вас моменты, это говорит о том, что вам небезразличны ваши чувства и ощущения. Это хороший запрос на терапию, где вы сможете научиться опираться на себя, доверять своим чувствам.
Вітаю Вас!
цитата:
может это со мной что-то не так, что я так воспринимаю и это ок?
Перш за все, це саме Вам не ок і Ви маєте право це не терпіти і Ви відповідальні за те, щоб забезпечувати собі психологічний комфорт (іншими словами, щоб не сидіти і не слухати те, що викликає відразу, наприклад). Це дуже поважна причина і Ваші переживання мають значення.
цитата:
цитирую «даже попа болит в туалет ходить 🥺🥺». Я когда прочитала это, я даже не поняла что мне ответить.
А що Вам хотілося відповісти і що Вас зупинило відповісти саме так?
Доповнення від автора питання ·
↩ Реакція на відповідь № 387585 для Оксана Юрьевна
Почала дистанціюватись орієнтовно у 20 років, може десь 21-22, коли зрозуміла що батьки нахабно (не знаю чи вдало підібрала слово) до мене відносяться.
В мене є старша сестра, їй далеко за 30 і вони з нею постійно сварились з мого кінця мого підліткового віку. І ось ДО цього часу вони її любили більше, а коли почали сваритись раптово я стала типу улюбленою дитиною. Але фактично вони мені казали що я розумніша, я улюбленіша і тд, аби мати собі «ручну зручну людину», бо постійно зливали мені свої конфлікти з моєю сестрою, жалілись на неї і «скажи нам ми не погані батьки? Скажи нам що ми найкращі батьки, скажи що вона погана, а ми хороші» і все в такому дусі. Це майже дослівно. Тоді я цього не розуміла, що відбувається.
Але коли вони з нею мирились, вони дивувались чому я погано відношусь до сестри (не тільки тому що вона була дуже злою до батьків, вона булила мене все дитинство) і чому я з нею не хочу спілкуватись. Мама могла раптово заплакати через те, що я не спілкуюсь із сестрою і цим засмучую її, що ми маємо її втішати. Це передісторія.
У 21-22 я почала багато речей переосмислювати і розуміла, як вони знущались наді мною. Я зрозуміла, що вони не мали права виносити свої конфлікти із сестрою на обговорення зі мною без участі сестри. Це не гарно і це посилювало нашу і без того велику дистанцію. Але їм було байдуже, бо вони мене емоційно використовували, не думаючи взагалі що відчуваю я.
І мама все життя постійно маніпулювала, її попросиш не робити — вона все одно буде робити, а потім маніпулювати на відчутті провини. Постійні сльози на всю квартиру по дрібницях, навіть коли її ніхто не ображав. Наприклад, у дитинстві сварилась я із сестрою, і замість того, аби стати «медіатором» конфлікту або дати час, аби самі пережили ці емоції, вона починала плакати на всю квартиру, батько змушував втішати її і мама казала «ну миріться, аби не робити мамі боляче».
Маніпуляції були все життя. От тому я і обрала дистанцію)
Доповнення від автора питання ·
↩ Реакція на відповідь № 387590 для Володимир Анатолійович
Честно сказать, я проигнорировала все, что для меня было отвратительным и пожелала ей скорейшего выздоровления.
Изначально, на эмоциях мне хотелось сказать, что мне не интересны такие подробности и их лучше оставить для врача, мне неловко это слушать и уже 2,5 недели я слышу о том как она отравилась, она даже е спросит как мои дела и этим она похожа на свою мать)
Но решила что не хочу вести с ней долгий диалог, а мой ответ именно к нему и приведет. И не хочу ее словесно «бить».
Далее она пыталась мне огромные сообщение расписывать как ей плохо и в таком духе, приписывать себе какие-то болячки. Каждый раз я отвечала кратко в духе «надеюсь тебе будет лучше», видно что ее раздражало что она не получила того, чего хотела.
Касательно стыда — мама все детство нарушала мои личные границы, несмотря на мое недовольство. Целовала меня в губы, чуть ли не взасос (я серьезно), когда обнимала, то трогала за попу и тому подобное. Я потом долго проходила этот этап, так как в подростковом возрасте будто стеснялась своего полового и сексуального развития. Поэтому все эти вещи из уст мамы вызывают отвращение и стыд
Доповнення від автора питання ·
↩ Реакція на відповідь № 387600 для Галина Махньова
Читала Ваші відповіді іншим психологам і подумала, що добре по Вам мама проїхалася.. :/ Співчуваю Вам, це дуже не легко..
Але повертаючись до Вашої відповіді мені:
цитата:
И не хочу ее словесно «бить».
Її можна і не бити словесно, а відповісти "Я-повідомленнями", де Ви говорите тільки про свої почуття. Наприклад це:
цитата:
мне не интересны такие подробности и их лучше оставить для врача, мне неловко это слушать и уже 2,5 недели я слышу о том как она отравилась, она даже е спросит как мои дела и этим она похожа на свою мать)
можна сказати як "мне не приятны такие подробности и мне неловко это слушать" і потім попросити її про таке інтимне не розповідати.
Крім того, Ви маєте право не вести з нею довгий діалог, а поставити крапку на цьому в актуальному діалозі.
Я розумію, це звучить просто, але зробити не просто, бо Ви б це давно зробили. Дуже схоже на те, що Ви не сепарувалися від матері. І це ще складніше зробити, коли відносини неадекватні.
Я б Вам радила іти в терапію, щоб робити кроки до сепарації і отримувати підтримку, так ви її швидше пройдете.
Павел Леонидович Басанский психолог
Київ ·
Здравствуйте!
Вы уже задавали здесь вопрос аналогичного плана. И я точно помню, что вам отвечал тогда и приблизительно говорил то же самое, что скажу и сейчас.
Вы имеете типичных! нарциссичных родителей и их поведение, которое вы описываете, вполне соответствует тем особенностям нарциссической структуры личности, которую описывали многие специалисты, я в том числе:
Как определить у себя (или других) наличие нарциссической части?
https://upsihologa.com.ua/lng/yak-viznachiti-u-sebe-nayavnist-narcisichno-05-02pavelbasan
Не помню, что вы тогда ответили на мой комментарий, но похоже не восприняли его всерьёз, раз повторно задаёте свой вопрос. Надеюсь, услышите меня на этот раз.
И ещё момент. Зачем-то задаёте свой вопрос в хитрой форме, а именно, в заголовке спрашиваете: "Со мной что-то не так?", а затем, в своих дополнениях описываете в деталях, что НЕ ТАК с родителями, но про своё "не так" не писали уже ни слова, более того, УВЕРЕННО отстаивали свою правду.
Это для того, чтобы получить из уст психологов ПОДТВЕРЖДЕНИЕ в своей правоте? Или для другой цели?
цитата:
Если сделали это осознанно, то могу поздравить Вас, поскольку задействовали один из инструментов ненасильственного общения Маршалла Розенберга.
цитата:
Изначально, на эмоциях мне хотелось сказать, что мне не интересны такие подробности и их лучше оставить для врача, мне неловко это слушать и уже 2,5 недели я слышу о том как она отравилась
По факту Вы отказали себе в праве выражать свои эмоции. То есть отказали в праве БЫТЬ СОБОЙ. Но с чем бы Вы столкнулись, отважившись выразить свои чувства?
цитата:
В Ваших словах чувствуется приличная доля зависимости. И не столько от мамы, сколько от Ваших проекций. На самом деле диалог может быть и не долгим, если Вы со своей СТОРОНЫ управляете его ходом и продолжительностью. Не так ли?
А за желанием/нежеланием словесно "бить" прячется агрессия. Любопытно, на кого Вы ее направляете, если не маму?
цитата:
Поэтому все эти вещи из уст мамы вызывают отвращение и стыд
Похоже, что причины отвращения и стыда известны. Теперь вопрос, как с обходиться с этими чувствами, не навредив себе?