Пассивная жизнь, страх перемен и асексуальная конституция
Здравствуйте. Прошу помощи, беспокоят два вопроса. Первый — мой пассивный образ жизни, уже много лет живу рутинно и ничего не меняю: низкооплачиваемая работа в бюджетной сфере, нелюбимая специальность, нет друзей (в соцсетях тоже пассивный), нет семьи, живу у родителей (сейчас нет достаточно денег на сьём жилья + страх одиночества) и ко всему ещё нахожусь в бесперспективных отношениях. Всё это создаёт ощущение неполноценности и какой-то ущербности, когда видишь, что у других людей по крайней мере относительно всё складывается с перечисленным и возникает чувство зависти на фоне собственной неустроенности и ещё давление от родных и знакомых подтачивает, с которыми не могу ограничить общение, потому что и так сильно замкнулся от мира в настоящее время. Тоже есть желание во всём реализоваться — и любимым делом заниматься, и научиться зарабатывать хорошо, и с любимым человеком построить семью и родить детишек. Но при этом ещё боюсь что-то менять из-за объективных обстоятельств — сначала ковид наступил, когда всех заперли по домам и отправили на удалёнку, я тогда из-за нагнетаемого страха закрылся от мира, потерял уверенность и стал бояться перемен, потом пришла война и создала ещё больше проблем и из-за неопределённости добавилось ещё больше опасений в вопросах смены работы и развития отношения или поиска новых. Стало держать ещё то, что на моей работе смогли сделать бронь от мобилизации (благо, предприятие критической важности) и за счёт этого стало спокойней — по крайней мере исчез страх от вероятности мобилизации на фронт, что очень пугало по началу. Но низкая зарплата и отутствие возможностей развития (учитывая, что ещё надбавки все поснимали, когда наступило военное время), конечно, сильно угнетают. В отношениях тоже тупик - с девушкой уже шесть лет вместе, и с одной стороны девушка хорошая, у нас есть полное взаимопонимание и эмоциональная близость, но, с другой стороны, из-за финансовых проблем у нас двоих, отсутствия собственного жилья, проблем с близкими девушки (у неё одинокая больная мама, которая вынуждена пока работать и ей нужна помощь в быту и бабушка-инвалид, нужно всем помогать и быть часто рядом) и того, что у девушки тоже оказалось немало проблем со здоровьем, которые ещё и обострились из-за стрессов войны и тяжёлой экономической ситуации, я перспективы не вижу сейчас никакого развития отношений и создания брака, но и бросить её не могу/боюсь, так как мы стали уже очень близки, чувствую какую-то моральную ответственность за её поддержку в такое непростое время, всем помогаю ей и её родным, но отсутствие семьи в моём возрасте сильно гложет, чувствую себя неполноценным из-за того, что до сих пор не реализован как муж и отец и чувствую сильное давление от окружающих по этому поводу и, в то же время, боюсь пробовать искать новые отношения из-за комплекса всех этих давящих обстоятельств. А вторая проблема - у меня по жизни асексуальная конституция, я не знаю почему так вышло, но я практически не чувствую потребности в интимной близости. Пока не могу разобраться, или это так по генетике у меня, или что-то не срослось во время психосексуального развития (всегда был тихим, скромным, застенчивым, поздно стал интересоваться взрослыми делами в отличие от своих сверстников), я не распространяюсь ни с кем по этому вопросу, так как тоже боюсь непонимания. Но мы оба с девушкой такие и на данный момент живём асексуалной жизнью, пока вокруг много других проблем, но эта сфера тоже беспокоит, так как знаю, что другие могут испытывать трепетные чувства, томление, глубокую нежность, а у нас объятия и прикосновения происходят практически без каких-либо ощущений. Другой ещё есть нюанс, что мы верующие люди и соблюдаем моральное табу на блудные отношения, я его не хочу нарушать, так как не чуствую сейчас безудержной потребности в интиме и девушка тоже. Это всё основное из проблем, расширенно можно очень долго ещё всё расписывать. Мой вопрос в том, как найти в себе ресурс и мотивацию к переменам (сейчас из-за стрессов и угнетённости сильная апатия, нет особого интереса ни к своей работе, ни к каким-либо другим видам занятости, чтоб понять как развиваться, чему учиться, но при этом беспокоит чувство нереализованности и уходящего времени), или принять всё это и продолжать жить, терпеть пока война идёт? просто пока конца ей и близко не видно...

Відповіді психологів
Добрый день!
Ваша жизнь сейчас устроена так, чтобы максимально вас защищать. Работа дает бронь, родители - жилье, отношения с девушкой - ощущение, что вы не одиноки. Рутинность и пассивность снижают тревогу и делают жизнь предсказуемой - это ваша система безопасности. Но именно эта же система одновременно лишает энергии, потому как вместе с рисками она отрезает и путь к жизненной энергии и развитию. Чтобы впустить чтото новое - нужно рисковать - а это для вас небезопасно. И тогда я бы работала со страхами и постепенно выстраивала ощущение безопасности, на котором уже может появляться мотивация и желание двигаться дальше. Здесь нужна работа с кем-то, кто бы мог вас сопровождать в этом процессе - психолог/психотерапевт/ ментор / коуч.
Здравствуйте.
Да, сейчас действительно мы все живём в режиме выживания.
Поэтому первый шаг, не обвинять себя .
Не нужно раскручивать в голове катастрофу, попробуйте увидеть хотя бы три жизненных сценария. Это придаст внутреннюю опору. Например:
1. вы осознанно остаётесь в той же компании, но уже с пониманием, как не доводить себя до выгорания. стабильный вариант.
2: постепенно начинаете искать дело, где сможете реализоваться и чувствовать интерес к жизни. Пусть это будет обучение, курсы, важно, чтобы вы почувствовали вкус к развитию.
3: берёте подработку, чтобы разгрузить тревогу и немного накопить на собственные нужды.
И у вас уже есть выбор. там, где есть выбор, страх теряет власть.
Что касается вашего второго вопроса, то можно поработать с психотерапевтом , что в этом больше, природных особенностей или психологической защиты,
Главное, не пытайтесь изменить всё сразу. Запишитесь на онлайн-курс, пересмотрите резюме, начните утренние прогулки.
Доповнення від автора питання ·
↩ Реакція на відповідь № 385934 для Світлана Володимирівна
Светлана, спасибо за ответ.
Первый Ваш пункт полностью принимаю, отчасти это удаётся делать.
По второму пункту давно над этим размышляю, но, к сожалению, сейчас не могу ничего выбрать, так как нет никаких интересов или серьёзных хобби, которые подсказали бы к чему я тяготею и на чём мог бы строить заработок.
По третьему пункту уже так делал, но подработки, к сожалению, не разгружали тревогу, а наоборот добавляли стресса, так как помимо основной работы приходилось потом делать дополнительную работу, у которой стояли конкретные сроки, часто довольно сжатые, в которые нужно было успеть и соблюсти все требования, а от этого ещё больше начинал беспокоиться.
Доповнення від автора питання ·
↩ Реакція на відповідь № 385933 для Анна Автонділова
Анна, спасибо за ответ. Со всем с Вами согласен, задумывался о работе с опытным специалистом, который бы сопровождал, но, к сожалению, сейчас на такого нет денег.
Если состояние апатии и тревоги у вас более 2х недель, то стоит обратиться к специалисту. А также попробуйте задать себе несколько простых вопросов: Что действительно вам даёт чувство радости и живости, а не просто надо?
Ради кого вы делаете большинство своих ежедневных дел, ради себя или ради одобрения других?
Какие занятия, люди, разговоры забирают у вас энергию, а какие возвращают?
Если бы никто не оценивал и не ждал от вас правильного поведения, чем бы вы занимались и как жили?
И дальше уже можно смотреть что истощает, и делать больше того, что зажигает искру .
Уважайте свои "хочу" это ваша енергии жизни.
Доброе утро!
цитата:
Мой вопрос в том, как найти в себе ресурс и мотивацию к переменам (сейчас из-за стрессов и угнетённости сильная апатия, нет особого интереса ни к своей работе, ни к каким-либо другим видам занятости, чтоб понять как развиваться, чему учиться, но при этом беспокоит чувство нереализованности и уходящего времени), или принять всё это и продолжать жить, терпеть пока война идёт?
Вот скажите, как можно ПРИНЯТЬ то, что никак не принимается?!
Целиком не сможете принять, как бы ни старались и какого бы авторитетного специалиста не слушали.
Зато отдельные аспекты реальности принять, наверное, сможете. Ну те, что касаются безопасности, жизни с родителями...
Что до остального - давайте смотреть. У вас вопрос, как найти ресурс и мотивацию к переменам, правильно? В природе человека существует всего два способа.
Первый - загореться, увлечься целью. То есть, достигая какой-то цели, реализовать смысл(!)
И второй - делать уже существующие дела, вкладываться в них, и, будучи внимательным, открывать для себя новые ниши и грани для реализации. Увлекаться самим процессом, не уповая при этом на быстрый результат.
В общем виде мотивация представляет собой СОЮЗ энергии человека и цели, которую он для себя выбрал(!)
цитата:
есть желание во всём реализоваться — и любимым делом заниматься, и научиться зарабатывать хорошо, и с любимым человеком построить семью и родить детишек.
Из ваших желаний могут вырасти и сформироваться цели. Не все сразу, конечно. И с чего-то придется начать. Например, с вопроса, занимаетесь ли вы физической активностью, чтобы в теле было достаточно энергии для решения жизненных задач?
Читаете ли вы материалы по психологии о том, как устроена мотивационная сфера человека? Что на что влияет и от чего зависит?
Ищите ли вы самостоятельно или в группе психологической поддержки ответы на вопросы, касательно глубинных причин
цитата:
пассивный образ жизни, уже много лет живу рутинно и ничего не меняю
?
Собственно, к чему я веду? Без вашей личной включенности, без активации такой ОПЦИИ как интерес исследователя по отношению к своей жизни вряд ли можно рассчитывать даже на минимальный прогресс.
Своим обращением на форум вы, кажется, попытались сдвинуть камень с мертвой точки. Теперь очередь для дальнейших действий.
Удачи вам, Андрей!)
Відредаговано автором 07-10-2025 10:33:47
Ощущение, что не вы дома сидите и ничего не меняете, потому что обстоятельства, а скорее наоборот - вы замкнуты, закрыты, не ощущаете себя уверенно, нет потребности в сексе и считаете его блудом (а это тоже может влияет на ваше ощущение себя мужчиной) и потому сейчас как будто максимально и обустроено все так, чтобы была возможность сказать "ну вот просто война, не получается, а так я хочу очень изменений".
Это не упрек, или обвинение, скорее ощущение от прочитанного текста.
Возможно есть картинка, как оно должно быть и так, как вам ок жить, и это противоречие напрягает больше всего.
Бронь на работе это правда важно. Но есть другие вакансии с бронью, а еще вне работы можно быть активным (вы ж с бронью мобильны), иметь увлечения, общаться.
Тут проблема не в войне, скорее всего, а была и до нее. И тут нужно индивидуально разбираться что вам правда важно и нужно, а что навязано обществом и вы стыдитесь, что вам это не нужно. Разобраться в том, как вы жили до войны и ковида, как складывались отношения с девушками и в целом с людьми (на работе, в дружбе), каким вы себя ощущали, чем была наполнена жизнь. Это все для индивидуальной работы уже.
Ну и в целом разобраться со страхами и тревогой из-за обстоятельство последних лет, чтобы не ждать окончания (которое может наступить и через год-два-три), а жить в удовольствие сейчас, с тем, что есть
Доповнення від автора питання ·
↩ Реакція на відповідь № 385953 для Валентина Михайловна
Насчёт вакансий с бронью - да, они есть, но я работаю на очень важном критическом предприятии, у нас гарантированно сделали всем отсрочки на год и будут их продлевать, на других вакансиях, особенно, частных фирмах такой гарантии нет. По активности и общению и в целом по состоянию уверенности в себе - при общении с хорошо знакомыми людьми - девушкой, её подругами, её мамой, с сотрудниками на работе я чувствую себя спокойно и уверенно, другое дело с незнакомыми людьми. Я думаю насчёт того, чтоб обзавестись ещё какими-нибудь социальными связями и как раз пугает такая картинка, что на каком-нибудь многолюдном мероприятии, если это особенно будет какой-то молодёжный семинар, где будем много красивых и успешных парней и девушек, мне будет очень неловко, в таких ситуациях я первый не решусь проявить инициативу вступить с кем-то в контакт без крайней необходимости и стану сильно опасаться ситуации, когда могу стать объектом презрения или насмешки, когда меня воспримут странным идиотом или неудачником, а причин для этого есть много.
Насчёт жизни до войны и ковида - у меня как раз начали происходить тогда качественные сдвиги - я начал хорошо подрабатывать, нашёл девушку, с которой у нас удалось построить стабильные долговременные отношения и начал строить планы, но потом, когда неожиданно начались эти локдауны, пришлось месяцами сидеть по домам, потом меня отстранили от работы на несколько месяцев из-за отсутствия прививки, подработки пропали, так как многие фирмы приостановили работу, потом, конечно, ситуация немножко стабилизировалась, но с началом войны стало ещё всё намного хуже. Да, я и хочу сейчас, не зацикливаясь на том, что происходит, всё равно сбросить оковы и начать полноценно жить, просто у меня за последние годы ещё резко поменялось отношение к людям - я стал меньше им доверять, стал более чувствительным к несправедливости, бескультурию, лукавству и раздражительным и могу поссориться, если будет затронут какой-нибудь чувствительный вопрос.
Насчёт потребности в сексе - я много ресурсов видел в интернете, что асексуальность официально признаётся как вариант нормы, её не нужно исправлять, если она не доставляет дискомфорта человеку, поэтому у меня по началу как-то отпали предубеждения, я спокойно с этим живу, просто среди окружающих мало кто знаком с этим явлением и могут не понять.
Доповнення від автора питання ·
↩ Реакція на відповідь № 385948 для Володимир Анатолійович
Спасибо, буду стараться.
Ощущение, что как будто много про то, как должно быть, нормы, какие-то внешние атрибуты и представление про то, что это признак успешности и хорошей жизни, но очень мало, если не сказать, вообще практически ничего, про ваши желания, ощущения, потребности.
Какой вы? Что по настоящему хотите? Не то, что должно быть по меркам общества или церкви, а свои желания.
Вы пишите, что думаете обзавестись социальными связями. И тут ни слова про интерес к каким-то занятиям, не про познакомиться с интересными людьми, найти друзей. Тут как атрибут правильной успешной жизни - соц.связи.
По поводу девушки. Вы написали, что не видите с ней перспектив развития и по сути из жалости, благодарности с ней, есть ответственность за нее.
Война, ковид, безусловно, огромный стресс и потеря стабильности, безопасности. Но это все еще и подсветило все проблемы, что были до этого. Просто стало сильнее все заметно и нет возможности чем-то компенсировать их.
Поэтому я бы вам очень рекомендовала работу с психотерапевтом, чтобы разобраться в себе, обнаружить свои желания и потребности, стать более уверенным в себе.
Похоже, вы живёте не жизнь, а ожидание её начала когда всё уляжется, когда закончится война, когда появится энергия, когда станет можно
Но мир не вернёт вам разрешение жить, его нужно взять самому. Вы не сломаны - вы просто выдохлись от долгого выживания и чувства долга перед всеми. Сейчас не время «искать мотивацию» её не бывает в апатии, сначала нужно вернуть себе вкус хоть к чему-то: запах кофе, вечер без новостей, короткую прогулку. Маленькие вещи создают движение, а не лозунги про «перемены». И да, асексуальность не приговор, не дефект, просто ваша форма спокойствия
Не пытайтесь быть как другие, попробуйте хотя бы на время перестать себя сравнивать