Семейние отношения
Уважаемие експерти , помогите пожалуйста понять в чем моя поломка. Ми с женой сейчас фактически в разводе, уже раз'ехались по різним квартирам что би не не тригерить. Ее бесит мой способ обзения. Я по своїй натурі молчун, все емоции переживаю внутри себя ,редко когда виплескиваю их наружу,. Когда жена вистраивает свой аналіз моих действий с логической точки я с ней согласен но делаю все наоборот. Я увяз в своем болотні и не могут оттуда вибратися. Ее совети, требования, виводи во врем'я разговора я воспринимаю как давление и критику поєтому на подсознательном уровне включается зашита , и я ухожу в себя и замолкаю, а разговора переходить в фазу мама- син либо учитель - школьний. Как мне избавиться от такого проведения.
Вподобали: 1 з 1

Відповіді психологів
Краща відповідь
Вітаю, Олеже.
Ви дуже точно описали свій внутрішній процес, і це вже важливий крок.
З того, що Ви пишете, не виглядає, що у Вас щось зламане. Швидше, це про сформований спосіб захисту, який колись, імовірно, допомагав Вам справлятись, але зараз почав заважати у близьких стосунках.
Коли ви кажете, що: переживаєте емоції всередині, відчуваєте тиск і критику, автоматично закриваєтесь і мовчите, і навіть, погоджуючись логічно, робите навпаки – це дуже схоже на захисну реакцію відходу і внутрішнього протесту.
Тобто на глибинному рівні це звучить як: “На мене тиснуть, значить, мене ніби позбавляють права бути собою, отже, я захищаюсь, відходжу і роблю по-своєму.”
І тоді розмова справді швидко перетворюється у формат “вчитель–учень” або “мама–син”, де Вам автоматично хочеться вийти з підпорядкування.
Тут важливо дві речі:
1. Це не про впертість, а про захист. Ваше бажання робити навпаки не слабкість і не поломка, а спосіб зберегти внутрішню автономію, коли є відчуття тиску.
2. Такий спосіб захисту має ціну. Ви не висловлюєте свої потреби і думки прямо і в результаті вас не чують, а напруга тільки росте.
Що можна почати змінювати поступово:
— Вчитися помічати момент включення захисту. Наприклад, коли з’являється відчуття: “зараз мене критикують / навчають” – це і є точка, де ви зазвичай закриваєтесь.
У цей момент можна спробувати не замовкати, а дуже просто озвучити стан: “Зараз я відчуваю тиск і мені хочеться закритись.”
Це вже змінює динаміку.
— Розділяти “зміст” і “форму”. Ви пишете, що логічно погоджуєтесь із дружиною. Тобто проблема не стільки в тому, ЩО вона каже, а в тому ЯК це звучить для вас.
І тут можна прямо говорити:
“Я готовий це обговорювати, але коли це звучить як критика – я закриваюсь.”
— Давати собі право на паузу, але не зникати. Замість повного мовчання: “Мені треба трохи часу це переварити, давай повернемось до розмови пізніше.”
Це вже доросла позиція, а не роль хлопчика, який замовк.
І ще одне важливе питання до Вас: чи було у Вашому житті раніше (можливо, в дитинстві), що за прояв емоцій або незгоду Вас критикували чи “ставили на місце”?
Бо тоді Ваша реакція зараз стає ще зрозумілішою – це старий досвід, який автоматично вмикається в близьких стосунках.
Якщо коротко: Вам не потрібно ламати себе. Вам важливо навчитися залишатися в контакті, не втрачаючи себе. І це навичка, яку можна поступово розвинути.
Разобраться в том, как вы строите отношения, что с вами происходит во время каких-то переживаний, событий, можно в терапии. И там же пробовать новые способы общения и построения отношений.
Но это не быстрый процесс.
Если вкратце, то отношения с родителями накладывают отпечаток на то, какими мы видим близкие отношения, как реагируем в тех или иных ситуациях, как обходимся со своими потребностями, чувствами. И потом так же строим отношения с другими людьми.
Возможно в вашем детстве нельзя было проявлять эмоции и говорить о чувствах. В целом, мужчин воспитывают больше так, чтобы они реально скрывали свои чувства. Это считается слабостью, за это ругают и стыдят. И если не было опыта принятия переживаний, то конечно, безопаснее все держать в себе.
Терапия (длительная) помогает получать новый опыт отношений - где можно безопасно и спокойно быть разным, говорить о чувствах, получать поддержку. А еще замечать, как и что реагируете, в каких ситуациях сдерживаетесь, что останавливает и пробовать потихоньку это менять.
А почему вы сейчас решили что-то изменить, когда развод уже почти случился и вы разъехались с женой?
Вітаю вас 🌿
Ви дуже точно описали свій стан — і це вже важливий крок.
З ваших слів відчувається не “поломка”, а внутрішня напруга і відчуття, ніби ви застрягли і не можете діяти інакше, навіть коли розумієте логіку ситуації.
Коли ви говорите, що погоджуєтесь із дружиною, але робите навпаки — це виглядає не як впертість, а як внутрішній опір.
Особливо коли її слова сприймаються як тиск або критика.
У такі моменти психіка часто автоматично включає захист:
замовкнути, закритися, відійти від контакту.
І тоді розмова справді починає нагадувати формат “вчитель — учень” або “мама — син”, де важко залишатися рівним партнером.
Це не означає, що з вами щось “не так”.
Скоріше, це звичний спосіб реагування, який колись допомагав вам справлятися з напругою, але зараз у стосунках створює дистанцію.
Те, що ви називаєте “болотом” — часто про стан, де є багато внутрішніх переживань, але немає безпечного способу їх виразити назовні.
І тоді замість діалогу виникає тиша і віддалення.
Можливо, варто зараз звернути увагу не на те, як “виправити поведінку”,
а на інше:
що саме ви відчуваєте в момент, коли з’являється відчуття тиску і бажання закритися.
Це може бути напруга, злість, безсилля або відчуття, що вас не чують.
Коли ці моменти починають ставати більш помітними, з’являється можливість трохи інакше проживати їх, не тільки через мовчання.
Ви вже бачите свій механізм — і це важливий початок змін 🌿
Олег, когда один из супругов замолкает в общении, это почти всегда следствие накопленного напряжения.
И задача психолога — не уговорить Вас «начать говорить», а понять, какой именно опыт заставил Вас закрыться.
Вот что, скорее всего, стоит за Вашим молчанием.
1. Эмоциональное выгорание
Вы устала чувствовать, что Вас не слышат, что Ваши старания незаметны.
2. У Вас боль от прошлых конфликтов
Иногда партнер перестаёт говорить не потому, что не хочет — а потому что боится, что любое слово снова обернётся ссорой.
3. . Непризнанные чувства
Если Ваши эмоции игнорировались — обида, разочарование, одиночество — происходит «эмоциональная заморозка».
4. Потеря эмоциональной связи
Возможно Вы молчите, потому что связь с женой уже еле дышит.
Не ждите, что связь восстановится сама. Нужна поддержка специалиста и Вам , и жене..
Вы должны оба научиться общаться по-другому..
Очень важно убедить жену обратиться к психологу.. Многое зависит от нее, от ее умения не требовать, не ставить перед фактом, а понимать и сопереживать.
Здравствуйте, Олег
Давайте начнем с того, что в отношениях находятся ДВА человека- вы и жена. Поэтому, говорить о том, что нужно « исправлять « свое поведение только вам, я бы не стала.
Если жена «вистраивает свой аналіз моих действий», она уже как бы занимает позицию сверху, уже «говорит», что с вами что-то не так, она знает лучше и дальше начинает рассказывать как надо. То есть, она фактически и ведет себя как мама или учительница. Что , естественно, вызывает у вас желание «закрыться», уйти в глубокую защиту.
У вас не получается разговаривать на равных, как партнеры.
Что может помочь вам оставаться взрослым мужчиной при таких разговорах?
«Я по своїй натурі молчун, все емоции переживаю внутри себя ,редко когда виплескиваю их наружу,»
Вы всегда были таким? Ранее вашу жену это устраивало?
У вас есть потребность быть более эмоциональным, более открытым?
]Как мне избавиться от такого проведения.»
Избавляться от такого поведения нужно не только вам, но и вашей жене.
Учиться не включать мамку или папу Карло, а общаться с позиции равный с равным. Но, и вам нужно оставаться в положении равного.( чтобы не забыть сколько вам лет держите паспорт в руках при разговоре с женой или смотрите в зеркало. Это поможет вам « не улететь « в детское состояние )
как вы думаете, что дает основания вашей жене вести себя подобным образом?
Где, по- вашему мнению, проявляется ваша детская позиция?
Где и с кем вы ведете себя уверенно? Чьи замечания, возможно, критику вы можете выдержать?
Что вы могли сделать уже сегодня, чтобы жена @ увидела изменения?
Ваше поведение изменится автоматически после изменений внутренних .
Терапия очень желательна
Доброго дня Олег.
Насправді, як правило, всі моделі поведінки "записуються" несвідомо з дитинства під впливом значимих дорослих, батьків. Щоб в дорослому віці перейти вже на рівень рефлексів. Саме тому так важко не лише змінити свою поведінку, але і зрозуміти свої реакції.
Тому цілком закономірно, що: ""Когда жена вистраивает свой аналіз моих действий с логической точки я с ней согласен но делаю все наоборот".
Адже, нам лише здається, що всі свої дії та рішення ми робимо свідомо. Тоді як нами на 95-98% керує наша підсвідомість. І якщо в дитинстві єдиним способом відстояти свою самість - був мовчазний опір, звичайно, що і в дорослому віці буде рефлексивно спрацьовувати така ж модель поведінки.
Ви пишете "Я по своїй натурі молчун, все емоции переживаю внутри себя ,редко когда виплескиваю их наружу"...
Ее совети, требования, виводи во врем'я разговора я воспринимаю как давление и критику..."
Підкажіть, будь ласка, чи мали Ви можливість в дитинстві висловлювати відкрито свої почуття? Як реагували батьки, коли Ви свої почуття намагалися проявити відкрито?
Хто в дитинстві критикував Вас, тиснув на Вас та знецінював Ваші дії?
Підкажіть, будь ласка, хто займався, здебільшого, Вашим вихованням? Це була мама, бабуся? Хто з батьків був дуже авторитарним, нав'язливим, безапеляційним?
Окрім того, існують певні закономірності у виборі пари для сімейного життя. Як правило, чоловіки обирають дружин, які чимось нагадують їм їх маму, або жінку, яка їх виховувала.
Тому у мене наступні питання до Вас.
Кого за манерою поведінки може нагадувати Вам Ваша дружина?
Як давно Ваш стиль поведінки та спілкування почав бісити дружину? Можливо, був якийсь момент, з якого почалося таке неприйняття з її боку? Як складалися стосунки, коли Ви лише почали жити разом?
І ще. В парі не буває когось одного винного. "Танго танцюють двоє". Тому, чим більше один з пари почуває себе неправим, постійно винним, тим сильніше інший починає поводити себе як аб'юзер. Як на мене, Ви перебуваєте з дружиною у співзалежних стосунках. А такі стосунки - це "качелі", де "жертва" та аб'юзер періодично міняються місцями. Адже, як аб'юз, так і жертовність можуть мати латентну (приховану) форму. Як, наприклад, це відбувається, на мою думку і з вами. Так, наприклад, мовчання - це може бути, як, з одного боку, однією з форм захисту, так і тиску.
Так само, як і вибухи гніву у дружини, як це не дивно, можуть бути, як аб'юзом, так і самозахистом.
Тому, щоб мати можливість Вам допомогти, необхідно мати відповіді на написані вище питання. Дякую.
Здравствуйте, Олег!
цитата:
Уважаемие експерти , помогите пожалуйста понять в чем моя поломка.
Давайте попробуем.
Во-первых, наверное, не поломка, а ОСОБЕННОСТЬ(!)
И во-вторых, она, пожалуй, имеет несколько составляющих.
Первая - Ваша склонность удерживать эмоции внутри -
цитата:
Я по своїй натурі молчун, все емоции переживаю внутри себя ,редко когда виплескиваю их наружу,.
Сохраняя эмоции внутри, Вы тем самым создаете там же внутри эмоциональное напряжение, что точно не есть хорошо. Но Вы так привыкли или Вас к этому когда-то давно, скорее всего, в детсткие годы приучили.
Когда не выражаете эмоций наружу, Вас трудно понять другим людям. В том числе, очевидно, и жене.
Поэтому стоит развивать способность эмоции выражать открыто без страха получить осуждение(!) Выражать конструктивно, по существу. Между прочим, это и для Вашего здоровья будет полезно.
Вторая - далеко не здоровая модель взаимодействия. Что типа "Родитель - Подросток" -
цитата:
Когда жена вистраивает свой аналіз моих действий с логической точки я с ней согласен но делаю все наоборот.
Можете уточнить, в чем жена не права? Что заставляет Вас делать наоборот? И что в итоге получается?
цитата:
Я увяз в своем болотні и не могут оттуда вибратися.
Яркий образ привели. Он, наверное, как нельзя лучше иллюстрирует Ваше состояние.
Когда человек самостоятельно не может выбраться, он обращается за помощью к другим людям, что Вы, собственно, и сделали, написав сюда. А дальше предстоит выбрать ОДНОГО специалиста и начать с ним целенаправленно сотрудничать, поскольку, условно, "хором" Вам помочь крайне сложно. К тому же, у форума несколько иные задачи и ВОЗМОЖНОСТИ.
Важно довериться кому-то одному и пройти вместе Путь до осознания корней проблемы, чтобы преодолеть имеющие ограничения. Это и будет ответ на Ваш вопрос -
цитата:
Как мне избавиться от такого проведения.
Здравствуйте ,Олег !
Вы описываете не «поломку», а довольно понятный способ быть в отношениях, который когда-то, скорее всего, помогал Вам справляться с напряжением. Замолкать, уходить внутрь, не показывать эмоции — это форма защиты, а не дефект.
Похоже, что в контакте с женой у Вас возникает внутреннее ощущение давления и оценки. Даже если логически Вы с ней согласны, внутри это переживается не как «мы вместе думаем», а как «меня поправляют, меня оценивают». И тогда включается автоматическая реакция — закрыться, отстраниться, сохранить себя.
Важно здесь вот что:
Вы не просто «делаете наоборот». Вы защищаете свою автономию.
Когда разговор превращается в формат «учитель — ученик» или «мама — сын», в отношениях исчезает равенство. А для взрослого человека это очень болезненно, даже если он этого прямо не осознаёт. Ваша реакция — это способ не оказаться в роли «маленького».
Но цена этой защиты — потеря контакта.
Попробуйте посмотреть на это чуть глубже:
Вы не привыкли выражать эмоции →
жена пытается «разобраться» через анализ и слова →
Вы это переживаете как давление →
закрываетесь →
она усиливает давление →
Вы ещё больше уходите
Это замкнутый круг, где оба усиливают реакцию друг друга.
Что может помочь Вам начать выходить из этого «болота»:
Замечать момент включения защиты
Не после ссоры, а прямо в процессе:
«Сейчас я начинаю закрываться».
Даже если Вы ничего не скажете — уже важно это осознать.
Отделить критику от своего переживания
Иногда дело не столько в словах жены, сколько в том, как они внутри Вас звучат.
Попробуйте спросить себя:
«Что я сейчас чувствую — давление, стыд, злость, беспомощность?»
Говорить не «по сути», а «про себя»
Не обязательно сразу становиться разговорчивым. Достаточно простых фраз:
«Мне сейчас сложно говорить»
«Я чувствую давление»
«Мне нужно время подумать»
Это не слабость — это способ остаться в контакте, не разрушая себя.
Признать свою потребность в границах
Вам важно, чтобы с Вами разговаривали не сверху вниз.
Это нормальная потребность взрослого человека.
Понять, что “делать наоборот” — это форма сопротивления
И за этим часто стоит желание:
«Меня не слышат таким, какой я есть».
Самое важное: с Вами ничего «сломано» нет.
Вы просто застряли в способе защиты, который перестал работать в отношениях.
Відредаговано автором 09-04-2026 10:27:26