методы провокативной терапии
Здравствуйте! В группе поддержки ведущая психолог использует по отношению ко мне методы провокативной терапии — то есть раскачивает меня на эмоциональных качелях. Из-за этого я чувствую себя в небезопасности. Мне становится трудно что-либо рассказывать о себе, потому что поднимаются чувства из детства, когда мать вела себя похожим образом. Тогда я выработала шаблон поведения, лучше молчать, а все, что будет сказано, может быть использовано против меня. Когда ведущая настаивает, чтобы я высказывалась, поднимается гнев, и как следствие — я замыкаюсь в себе. Надо сказать, что психолог в курсе всех моих детских травм.
В то же время у меня сложился доверительный контакт со всеми участницами группы, и именно поэтому я продолжаю в ней оставаться. Я не обращаюсь напрямую к ведущей, чтобы обсудить эту ситуацию, потому что она имеет авторитарный стиль общения. Отсюда возникает страх быть отвергнутой или исключенной из группы, если я поставлю под сомнение ее методы.
Вподобали: 1 з 1

Відповіді психологів
Доповнення від автора питання ·
↩ Реакція на відповідь № 386581 для Алла Григорівна
Благодарю, Алла за вопрос! Вы правы, мне стоит задать конкретные вопросы, касаемо моей ситуации. Наверное мне было бы важно узнать, как понять, где заканчивается терапевтическая провокация и начинается повторение травматического опыта? А так же как мне сохранять внутреннюю опору и чувствовать безопасность, когда ведущая провоцирует меня эмоционально? Как в итоге справиться с поднятыми чувствами злости?
Добрий день. Я,як ведуча груп, знаю, що великою відповідальністю ведучої є створено безпечного простору для кожного учасника процесу.
цитата:
Когда ведущая настаивает, чтобы я высказывалась, поднимается гнев, и как следствие — я замыкаюсь в себе.
Ведучий групи не може наполягати, бо це про тиск і порушення кордонів. Якщо у вас є в досвіді насилля, то такі методи,я би назвала жорстокими чи навіть, які можуть призводити до ретравматизації.
цитата:
Как в итоге справиться с поднятыми чувствами злости?
На мою думку, якщо у вас є довіра до групи, і ви вирішуєте там залишатися, то злість,яка піднімається в результаті провокацій ведучого, ви маєте повне право легалізувати у контакті з ведучою.
Доброй Ночи!
Если психолог вкурсе вашей ситуации - и всеравно действует таким способом, против вас уже.
То это как минимум странно с ее стороны.
Возможно ваша детская травма - натолкнулась на ее детскую травму ( неосознанно) и вот идет теперь такой эффект.
Или просто не совпадаете психотипами - как не совпадали с матерью.
Тут вопрос к психологу - осознает ли она все это? и если да, то зачем делает?
( нанося уже вам вред и дискомфорт)
Как провокацию можно использовать с клиентами, но точечно. А не постоянно.
Вы же понимаете, что если она такую тактику выбрала ( зная про ваши нюансы) и притом что она авторитарна по характеру, то скорее всего такая тактика у нее и дальше будет, по отношению к вам.
Тут либо игнорить ее провокации... что врядли у вас получится ( из за сильных эмоций)
Либо прям при группе - спросить прямо - а зачем вы давите мне на мои эмоции? Или зачем вы меня провоцируете на эмоции? Для чего вы это делаете?
Ну или прекратить ходить на ее занятия - чтоб не вредить себе, и своему самочувствию и психологическому комфорту.
А с другим психологом уже отдельно проработать - все эти триггеры, которые выскочили на группе.
цитата:
Наверное мне было бы важно узнать, как понять, где заканчивается терапевтическая провокация и начинается повторение травматического опыта?
Это настолько тонкая материя, что даже словами ее трудно описать. Пожалуй, важно обращать внимание на динамику - если провокативные техники помогают клиенту раскрыться, заметить и осознать свои внутренние феномены и процессы, и за счет этого обретать свою целостность, то провокации можна считать позитивными и действенными. Если же наступает ретравматизация да еще отсутствует поддержка в проживании последствий, то о чум тут вообще стоит говорить.
цитата:
А так же как мне сохранять внутреннюю опору и чувствовать безопасность, когда ведущая провоцирует меня эмоционально?
Сложно сказать. Ситуацию нужно наблюдать в реальности. Мотивы терапевта нам неизвестны. Возможно, она намерена спровоцировать вас на здоровую агрессию с целью защитить себя от ее провокаций. Об этом, полагаю, стоило бы поговорить лично с ней. И необязательно в рамках группы.
цитата:
Как в итоге справиться с поднятыми чувствами злости?
Оптимально не "справляться", а учиться проживать конструктивно. Учиться не только сознавать эмоцию злости, но и выражать ее наружу адекватным способом, проговаривая человеку, что вы испытываете, в связи с чем, и какое отношение для вас будет приемлемым.
Насправді, як на мене, потрібно найперше визначитися, що для Вас головне в цій групі: робота з психологом, чи стосунки з членами групи? Бо у мене складається враження неправильно розставлених пріоритетів.
Якщо Вас тримають лише стосунки, то спілкуватися Ви можете і поза групи. Для цього не потрібно себе змушувати терпіти те, що Вам не подобається в роботі з психологом. Але якщо, все ж, для Вас цінна саме така форма роботи і Ви чомусь прийшли саме до цього психолога, тоді просто озвучте свої побоювання та свої питання психологу.
Що може статися найстрашнішого, якщо Ви висловите своє незадоволення, або скажете вголос про те, що не подобається? Як на мене, відповідь лежить у Ваших внутрішніх страхах перестати бути "гарною дівчинкою" і стати для когось незручною.
Можливо, я помиляюся, адже, достатньо складно зрозуміти ситуацію лише спираючись на декілька написаних реченнях. Але те, що за всім стоїть страх чогось - це однозначно. То, можливо, варто саме зі страхами розібратися, а не травмувати себе ще сильніше?
Вникать в суть способа, которым ведущая работает- по сути нет смысла, ведь всю глубину сложно понять, не изучив сам метод.
Внутри Вас поднимаются чувства, о которых важно сказать.
Можно сказать о чувствах-разве это будет критикой метода?
Ваш страх быть отвергнутой проявляется в определённых триггерных обстоятельствах. Возможно, ведущая создаёт их сознательно, чтобы у Вас возник повод высказать свое недовольство, которое Вы привыкли замалчивать.
Вы в группе имеете право быть ЛЮБОЙ, Вы там- клиент, который хочет получить результат, но не обязан быть таким, каким не способен на данный момент. А ведущая уже должна сама разобраться, что с этим всем делать.
А так получается похоже на то, что Вы "играете две партии"- и за клиента, и за терапевта(пытаясь понять, как именно она выполняет свою работу).
Вам важно решать только ВАШУ задачу.
Какую именно Свою задачу Вы решаете в этой группе, в чем ваш Запрос для работы в этой группе?
Что Вы хотите получить в результате работы?
В работе с психологом важно выносить все вопросы, которые Вас волнуют, на обсуждение. И вопросы самого процесса работы тоже.
Получать поддержку от группы - по сути можно найти людей, которые поддерживают, и бесплатно.
Вы озвучиваете сложность работы с ведущей- значит именно с ней и важно разобраться.
Возможно её провокативность не имеет никакого глубокого смысла, и это только её черта характера.
Слушайте Себя и действуйте в Своих интересах.