Нормально ли что я думаю о смерти и у меня вызывает панику осознание что когда нибудь я умру?
На протяжении уже наверное нескольких лет ночью у меня мысли про смерть. Про то что когда нибудь я умру от старости. И я из-за этого могу поймать паническую атаку ибо я очень сильно боюсь смерти
Ещё я не понимаю.. смерть это как вечный сон, то есть тебя просто нету.. вопрос каково это не выходит с головы

Відповіді психологів
Марія Радченко психолог
Дніпро ·
Здравствуйте.
Страх смерти нормален, но если он мешает полноценно жить, нужно обращаться к специалисту. Пока Вам нет 18 лет, запись к психотерапевту возможна с согласия Ваших родителей. Или Вы можете сами обратиться к психологу в своём учебном заведении.
Сейчас Вы боитесь того, что Вас когда-нибудь не будет, значит боитесь потерять то, что у Вас есть сейчас: свою жизнь, свою личность. Что в этой жизни Вы цените больше всего? В чём видите её смысл? Что бы хотели сделать в течение жизни, пока у Вас ещё есть время (а оно у Вас есть) ?
Здравствуйте.
Ты описываешь очень сильное переживание, которое не редкость, но которое обязательно нужно принимать всерьёз. То, что у тебя возникают мысли о смерти от старости и они вызывают сильную тревогу и даже панические атаки — это не просто философские размышления. Это может быть проявлением экзистенциальной тревоги или даже тревожного расстройства.
Что происходит с тобой на уровне психики:
Сознание впервые сталкивается с реальностью смерти. В 16 лет человек осознаёт: "я действительно когда-нибудь умру, и никто не может это отменить". Это пугает, потому что это неизбежно и непонятно.
Мозг ищет контроль, но не находит его. Мы не можем отменить смерть, и от этого начинается паника — "как же так? я не могу это остановить!"
Тело реагирует тревожной атакой, потому что твоя психика воспринимает эти мысли как угрозу прямо сейчас — хотя речь идет о будущем, возможно через 70-80 лет.
На что это похоже:
Экзистенциальная тревога — нормальная, но болезненная реакция на осознание конечности жизни. У некоторых она проходит, у других развивается в тревожное расстройство.
Генерализованное тревожное расстройство (ГТР) — когда мозг всё время ищет потенциальную опасность и "застревает" на ней.
Паническое расстройство — если панические атаки случаются регулярно, особенно при мыслях о смерти, старении, потере контроля
Что важно понимать:
Ты не сумасшедший/ я. Очень многие подростки, особенно чувствительные и вдумчивые, впервые осознают смерть именно в этом возрасте и пугаются.
Твоё тело не враг. Паническая атака — это не смерть, не безумие. Это всплеск адреналина, который пройдёт.
Твоя тревога — о контроле, а не о смерти как таковой. Ты не боишься старости, ты боишься, что ничего не сможешь изменить.
Что тебе может помочь:
1. Осознанное дыхание во время тревоги
Вдох 4 сек — задержка 4 — выдох 6 — пауза 2. Повторить 5 раз.
Это реально снижает уровень тревоги, помогает телу «поверить», что угрозы нет.
2. Техника "Заземления" (Grounding)
Назови 5 вещей, которые ты видишь.
4 вещи, которые можешь потрогать.
3 звука, которые слышишь.
2 запаха.
1 вкус во рту.
Это возвращает из тревожных мыслей в реальность.
3. Психотерапия
Есть техники работы с экзистенциальной тревогой, страхом смерти, паническими атаками.Можно научиться жить с этими мыслями без ужаса.
4.Обсуждение со взрослым
Если есть кто-то, кто может выслушать — это огромная поддержка. Не обязательно психолог. Иногда даже один разговор снижает напряжение.
Страх смерти — универсален. Просто у кого-то он просыпается в 70 лет, а у тебя — в 16. Но, ты не должен проживать это в одиночку.
Здравствуй, nik53f!
цитата:
На протяжении уже наверное нескольких лет ночью у меня мысли про смерть
Есть разница: это возникло 2-3 года назад или около 10 лет назад. Ввиду твоего юного возраста - это либо продолжение появления страхов, которые считаются нормой для ребенка 4-5 лет (впервые человек вообще в этом возрасте задумывается о своей смертности), либо это обострение этой же темы, связанное с подростковым возрастом в связи с актуализацией в сознании темы смысла жизни.
И в первом, и во втором случае важно, мог (могла) ли ты поделиться своими мыслями со взрослыми, которые заботятся о тебе? И как они реагировали на твои обращения, если такие были?
Тема смерти может пугать и настораживать даже взрослых и, действительно, не каждый готов говорить о своих страхах и мыслях в этом направлении открыто. Важно, что ты озвучиваешь то, что тебя пугает! Психологи этой темы не избегают и готовы обсуждать.
Возможно твой страх усиливается именно тем, что тебе не скем обсудить подобные вопросы из своего окружения?
цитата:
И я из-за этого могу поймать паническую атаку ибо я очень сильно боюсь смерти
Паническая атака сама по себе вызывает страх смерти, поэтому возможно, что в такие моменты путаются причина и следствие. (Сам факт панической атаки может усиливать страх смерти, возможности ее повторения). Понять это возможно при консультации со специалистом в сфере ментального здоровья, желательно психотерапевтом или психиатром.
цитата:
А вот на этот вопрос тебе вряд ли кто-то даст единственно верный ответ. Это связано с тем, что этого никто не знает, а представления о том, как это - "быть мертвым" или "что будет после смерти" формируется у каждого человека в процессе жизни, исходя из того, во что он верит. Многие религии или философские учения дают свои объяснения этому состоянию.
Відредаговано автором 22-07-2025 16:42:57