Как бороться с СО-ОКР?
Здравствуйте! Меня ежедневно, уже более полугода, посещают навязчивые и нежелательные мысли по поводу моей сексуальной ориентации. Я вижу триггер - всплывают образы, тело реагирует, и я пытаюсь доказать себе, что это неправда и что я не являюсь таким человеком.
Если я нахожу человека привлекательным (чей пол вызывает у меня триггеры), мне становится страшно, и я воспринимаю это как доказательство того, что я вру себе. Я начинаю представлять себя в отношениях с ними и не понимаю, что чувствую. При этом мне становится неприятно и даже отвратительно.
В порно такие люди вызывают у меня возбуждение, и, как мне кажется, даже больше, чем те, с кем мне действительно хотелось бы строить отношения и заниматься сексом в реальной жизни.
Я боюсь, что однажды открою в себе это скрытое влечение и проживу всю жизнь таким образом.
Эти мысли занимают очень много времени каждый день и не дают мне нормально жить. Я хочу понять, как разорвать этот цикл.
Вподобали: 1 з 1

Відповіді психологів
Доповнення від автора питання ·
Чтобы избавиться от этих мыслей, я начинаю искать информацию в интернете. Читаю о похожих ситуациях у других людей, ищу объяснения тому, что возбуждение не равно ориентации. Также я смотрю порно, сравнивая уровень возбуждения, и представляю себя в отношениях с разными людьми, анализируя свои ощущения.
Если я не делаю этого, меня поглощает тревога. А если получаю «не ту» реакцию, на которую рассчитываю, у меня появляется чувство опустошения и нежелания жить.
Что касается борьбы с ОКР, то это психотерапия. А что касается ориентации, навязчивых мыслей и порно, то да - возбуждение не равно ориентации. Мысль - это всего лишь мысль, фантазия - это всего лишь фантазия, а реальная жизнь - это реальная жизнь.
Вы вольны выбирать: смотреть или не смотреть порно. Но знайте, чем больше Вы вовлекаетесь в эти просмотры, тем больше навязчивых мыслей и тем больше прогрессирует ОКР
Здравствуйте .
ОКР диагностируется по следующим критериям:
1. Обсессии - повторяющиеся, навязчивые мысли, образы или импульсы. Пример: мне нужно взять ручку обязательно с хорошей мыслью или случится что-то плохое с моими близкими.
2. Компульсии – повторяющиеся действия, ритуалы или ментальные акты, которые временно снижают дистресс, тревогу. Пример: Одеваться в определенной последовательности , иначе произойдет что-то плохое, мыть руки 10-15 раз в день, чтобы не заразится болезнями, бактериями. Если ко мне кто-то нечаянно дотронулся, обязательно дотронуться в ответ, молится, если подумал о чем - то плохом, и т.д.
ОКР имеет единый, простой механизм работы.
Навязчивые мысли (обсессии) повышают уровень тревоги . И для того, чтобы справится с дискомфортом, человек начинает совершать компульсии. Классический замкнутый круг.
Казалось бы, все очень просто, понятно, и даже примитивно, почему же ОКР так тяжело лечится, и огромное количество людей, страдают от него годами?
1. Время обращения. Как правило, клиенты с ОКР обращаются за помощью, спустя 7 лет после появления симптомов. Когда ОКР начинает доставлять уже серьезный дискомфорт. Как со стоматологом, одно дело прийти, когда на зубе появилась маленькая точечка , и совсем другое дело, с флюсом, распухшей щекой, к которой невозможно притронуться без боли.
2. ОКР не стоит на месте, он развивается, растет и крепнет. Со временем, количество навязчивых мыслей растет, соответственно растет и количество ритуалов, увеличивается время, которое клиент тратит на компульсии. ОКР поэтапно отбирает у нас наши интересы, свободу, влезает во все новые и новые аспекты жизни.
Пример: Клиент, который боится заразиться энцефалитом от клещей, сначала чрезмерно одевается , блокирует все открытые части тела, и это его успокаивает на какое-то время. Потом к человеку приходит новая мысль, что он все-таки не может на 100% контролировать ситуацию, и он начинает реже выходить из дома, после вовсе перестает выходить.
Далее, в самом доме он сокращает передвижение, и вот уже он сидит в одной комнате, в его жизни больше нет футбола, в который он любил играть, друзей, походов в кафе, отпала работа, так как к ней нужно добираться, а это опасно. ОКР завладел всей его жизнью, и временем.
И это только один пример, сюда же можно добавить, страх заразиться сифилисом, гепатитом, любыми заболеваниями, которые передаются через кровь, паразитов , и т.д , ОКР может инвалидизировать человека, если с ним ничего не делать.
3. ОКР умеет менять мысли. Как в реальности ОКР может воздействовать на человека? Запускать с помощью навязчивых мыслей - сильную тревогу, чтобы клиент делал компульсии. Пример: Нужно чистить зубы только «чистыми» мыслями, если я подумаю о чем-то грязном, то придется все начинать сначала (подросток 15 лет).
Пока эта мысль работает и вызывает тревогу, и соответственно компульсии, ничего не меняется. Но после , к примеру, вмешательства психотерапевта, активной работы с когнициями, экспозициями по удержанию тревоги, данная мысль начинает терять свою силу.
Тогда ОКР, может заменять мысль на подобную, или совершенно новую. В отдельных случаях, ОКР, может запускать самую первую мысль, с чего все начиналось, это приводит клиента в отчаяние, ему кажется, что все вернулось на круги своя, к самому началу. Что все зря и ничего не помогает. Подобные приданные значения усиливают тревогу и усугубляют ОКР.
Что важно понимать?
Подобные мысли, ни о чем не говорят, просто ОКР как карточки подсовывает их нам, по очереди или все сразу, и смотрит , какая сработает, какая, вызовет тревогу и компульсии. Подобные мысли, можно образно назвать голосом ОКР, и для людей , которые борятся с ОКР прямо сейчас, важно понимать эту структуру и не поддаваться на провокации.
4. Биологическая составляющая. Хвостатое ядро, как охранник у дверей, не справляется со своими обязанностями и пускает много лишних навязчивых мыслей. Орбитальная кора в свою очередь придает чрезмерное внимание этим мыслям, включается тревога, и понимание : «нужно что-то предпринимать» Сingulate gyrus активизирует зацикленность на обсессивных мыслях и компульсиях.
5. Что делать с ОКР? Однозначно нужна терапия. С обсессивно – компульсивным расстройством хорошо работает КПТ. Работа идет сразу в двух направлениях:
Первое – Когнитивное. (Техники работы с мыслями, противодействие навязчивым образам, мыслям, импульсам)
Второе – Экспозиции, практические психотерапевтические действия, направленные на нейтрализацию компульсий. Что это значит?
Я писал выше, что ОКР делает большой акцент на тревогу, человек, страдает, ему очень тяжело выдерживать тревогу, и тут же ОКР дает «спасительную таблетку» - компульсии. И многократное повторение.
Тревога поднимается, человек делает компульсию, тревога – спадает. Это как наркотик. И с каждым разом, человеку все сложнее , количество компульсий нарастает. Задача экспозиций, научить клиента бороться с тревогой без компульсий. Поэтапно, как в спортзале. Удачи Вам .
День добрый.
Я бы не торопился с "ОКР". Пока это выглядит как озабоченность определенным вопросом. Пока Вы не найдете выход из сложившейся ситуации - будете возвращаться к мыслям о ней снова и снова. Это не позволяет поставить Вам диагноз ОКР. Это как после ссоры снова и снова прокручивать диалог, но в большем масштабе. Это не ОКР. Такое развитие внутреннего конфликта - нормальное.
Что касается содержания Ваших переживаний - нужно разбираться. Ваш возраст предполагает формирование образа себя, выстраивание образа партнера, поиск наилучшего способа отношений с ним. Т.е. задач много и они сложные. Если Ваш предыдущий опыт, паттерны, заимствованные у родителей, культурное воздействие, собственные желания не стыкуются между собой - возникает внутренний конфликт. В этом конфликте перемешаны страхи и желания. Я бы рекомендовал попробовать разложить все по полочкам. Если интересен психоаналитический подход - буду рад помочь. Больше 20 лет опыта, +380 68 078 3431, вайбер, телеграмм.
Я сталкивался с подобными переживаниями у клиентов десятки раз. К 25 годам все утрясется. Все будет хорошо.
Доброго ранку!
Перш ніж давати якісь поради, я задам дуже важливе, як на мене, питання.
Підкажіть, будь ласка, діагноз ОКР вже підтверджено фахівцями, чи це лише Ваші припущення?
Адже, саме від відповіді буде залежати, які саме поради психологів будуть найефективніші і з чого Вам потрібно почати, щоб повернутися до нормального життя.
👋 Вітаю. Дякую, що так відкрито описали свій стан — це дійсно непросто.
🔹 З того, що ви пишете, видно, що вас виснажує не тільки сама тема, а й постійний внутрішній цикл: з’являється думка → ви починаєте її перевіряти → звертаєте увагу на реакції тіла → з’являється страх → і думок стає ще більше.
🔹 У такі моменти може виникати відчуття, що ви собі не довіряєте і ніби змушені постійно “доводити”, хто ви є насправді. Це дуже виснажує і створює багато тривоги.
🔹 Важливо розуміти: самі по собі думки, образи або навіть реакції тіла не є доказом ваших реальних бажань чи ідентичності. У подібних станах саме спроби перевірити і отримати точну відповідь лише підсилюють цей замкнений цикл.
🔹 Тому ключ не в тому, щоб переконати себе або знайти “правильну відповідь”, а поступово навчитися не включатися в ці перевірки — навіть якщо з’являється тривога або невизначеність.
🔹 Це може бути складно робити самостійно, і в таких випадках робота з психологом допомагає навчитися по-іншому реагувати на ці думки і зменшити їх вплив на життя.
🔹 Ви не самі з цим станом, і з ним можна працювати — крок за кроком, повертаючи собі відчуття контролю і спокою. 🌿
Здравствуйте !
То, что с вами происходит, может пугать и выматывать, но в этом есть важная деталь: вы не одиноки в таком опыте, и сам механизм этих переживаний хорошо понятен. Здесь не столько про «истинную ориентацию», сколько про ловушку тревоги, которая заставляет вас снова и снова проверять, сомневаться и искать окончательную уверенность там, где её по определению невозможно получить.
Вы как будто оказались в круге: появляется мысль — тело откликается (что естественно, потому что тело реагирует на образы автоматически) — возникает страх — вы начинаете проверять, анализировать, убеждать себя — и этим только усиливаете значимость мысли. В какой-то момент уже не важно, о чём именно мысль, важно то, что она «зацепила», и психика начинает к ней возвращаться.
Очень важно мягко увидеть: мысль — это не факт и не доказательство. И даже реакция тела — не доказательство. Тело может откликаться на новизну, на запрет, на тревогу, на напряжение. Это не равно вашим желаниям, ценностям или тому, как вы хотите проживать свою жизнь.
Сейчас вы как будто пытаетесь добиться стопроцентной ясности: «кто я на самом деле?» — и одновременно боитесь ответа. Но такая ясность не рождается через давление и самопроверки. Она рождается из спокойного проживания себя, когда вы не вынуждаете себя чувствовать «правильно».
Парадокс в том, что чем больше вы стараетесь доказать себе «я не такой», тем сильнее мозг удерживает эту тему как важную и опасную. И наоборот — когда вы перестаёте бороться с самой мыслью, она постепенно теряет силу.
Попробуйте очень осторожно сменить позицию: не «разобраться любой ценой», а «позволить мысли быть, не вступая с ней в спор». Мысль пришла — вы замечаете: «сейчас есть тревожная мысль». И не идёте дальше в анализ, не проверяете ощущения, не делаете выводов. Сначала это будет казаться почти невозможным — потому что привычка проверять уже сильная. Но именно в этом месте начинается выход из цикла.
И ещё одно важное различие: то, что вы действительно хотите проживать в реальности, обычно сопровождается не только возбуждением, но и чувством интереса, тепла, тяготения. А здесь вы описываете страх, отвращение, напряжение. Это говорит о том, что вы сейчас больше имеете дело с тревогой, чем с подлинным желанием.
Вы не обязаны срочно давать себе окончательный ответ о своей идентичности. Вы имеете право не знать, сомневаться, исследовать себя постепенно и бережно. Жизнь — это не экзамен, где нужно выбрать один вариант и больше никогда не пересматривать.
Сейчас ваша задача — не «разоблачить правду о себе», а вернуть себе внутреннюю опору и свободу от навязчивого круга. И это возможно. Маленькими шагами, с терпением к себе и с готовностью не верить каждой мысли, которая звучит убедительно только потому, что она громкая и повторяется часто.
С вами не происходит ничего «ломающего» вас как личность. Это состояние, из которого можно выйти. И в этом пути вы уже не в начале — вы уже его осознаёте.
То, что Вы описали, скорее выглядит как попытка "уложить себя" в опредененный "формат", который есть в вашей картине мира, как "правильный ".
При этом возникает некая внутренняя борьба между "настоящим" ( сигналами тела) и "правильным"(мыслями как это "должно быть ").
И этой борьбой Вы пытаетесь управлять, то загоняя себя в условия, когда есть отклик тела, то переходя в позицию "как правильно ".
Эта борьба изматывает и не ведёт к ответам.
Ваш возраст- это возраст узнавания Себя в этом мире .
Как можно узнать Себя ?- слушая свой настоящий отклик. И на видео, и на реальных людей.
Пока что выглядит так, что ваш эмоциональный отклик на видео Вы знаете. Но он не означает, что именно такой же отклик будет и в реальных отношениях.
При этом Вы пока не имеете реального своего опыта, на который можно было бы опереться, чтобы услышать Свой внутренний ответ- нравится ли мне это.
"Заранее бояться" - трата энергии, которая никаким образом не даст ответов.
Это все равно, что выходя в магазин, заранее переживать, что там не будет нужного продукта.
Если перестать делать такой сильный акцент на "а если вдруг ", то появится больше сил и уверенности.
Важно Слышать Себя, Доверять Себе.
И верить, что каким бы ни был Ответ- это будет Настоящий ответ, а не "правильный " .
Вы достойны Быть Счастливым уже родившись в этом Мире.
И у Вас внутри есть все, чтобы разобраться том, что именно Вас сделает счастливым.
Возможно это окажется такое сочетание, которого пока нет в тех "шаблонах", к которым Вы пытаетесь свести отношения, и это будет ваше личное "изобретение")
Доповнення від автора питання ·
↩ Реакція на відповідь № 389649 для Алла Григорівна
Дякую за відповідь. Наразі це лише мої припущення, офіційного діагнозу мені ніхто не ставив. Але за описами симптомів і досвідом інших людей мій стан здається мені дуже схожим.
«Наразі це лише мої припущення, офіційного діагнозу мені ніхто не ставив. Але за описами симптомів і досвідом інших людей мій стан здається мені дуже схожим.»
Якщо ви змогли співвіднести свій стан з « описами симптомів і досвідом інших людей « та припустити наявність у вас діагнозу, що заважає вам розірвати цей « цикл « завдяки тому самому досвіду та порадам інших людей , інформації з інтернету ? Чого вам не вистачає для « боротьби «?
Вас цікавить процес чи результат?
Якщо ви повністю позбавитеся цих думок, чим будете займатися у вільний час?
Дякую за відповідь.
Насправді, якщо ОКР не підтверджений фахівцями, я б не радила Вам поспішати з такими висновками. Тим паче, що навіть фахівці інколи помиляються з такими діагнозами.
З того, що Ви пишете про себе та про свої відчуття, складається стійке враження, що Ви самі себе для чогось "накручуєте" в питанні орієнтації.
"...начинаю искать информацию в интернете. Читаю о похожих ситуациях у других людей, ищу объяснения тому,что возбуждение не равно ориентации..."
Тобто, як на мене, є якась несвідома установка всередині Вас, що змушує постійно тримати весь фокус уваги на цьому питанні.
"Если я не делаю этого, меня поглощает тревога...". Тобто, маю припущення, що може існувати певний внутрішній умовний контролер, надзиратель, якому Ви повинні постійно доводити, що Ви гетеросексуал. Тобто, не маєте гомосексуальних нахилів.
А якщо реакція не співпадає з тим, чого очікує внутрішній контролер:
"... если получаю «не ту» реакцию, на которую рассчитываю, у меня появляется чувство опустошения и нежелания жить".
Насправді, дуже схоже на те, як реагує маленька дитина, якщо не виправдала сподівань значимих дорослих, які мають до дитини якісь категорично окреслені вимоги. Не виправдала покладених на неї сподівань - дорівнює "не отримала від батьків любові".
Який висновок?
Виходячи з того, що я написала вище, припускаю, що в період несвідомого дитинства могла мати місце, наприклад, розмова між батьками, під час якої гнівно засуджувалися випадки нетрадиційної орієнтації. На кшталт "Як це гидко. Я б такого сина на поріг не пустила...". Або ж якась ситуація в тому ж дитячому садочку, з вихователькою, яка не знаючись на дитячій психології, могла гнівно засудити когось з дітей, хто торкався геніталій свого друга. Тоді, як для дітей - це лише ситуація пізнавання своєї природи...
Насправді, варіантів дуже багато.
Тому, як на мене, саме ця частина Вашого підсвідомого життя потребує певної уваги, для встановлення основного "коріння" самої проблеми. Тобто, насамперед, як на мене, необхідно "ідентифікувати та витягнути" під час психо терапевтичної роботи того самого "надзирателя та контролера", який змушує Вас "застрягнути" на темі сексуальної орієнтації.
Тоді, як перегляд порно та цілковита зосередженість на сексуальній сфері людського життя, багатократно ту саму внутрішню, несвідому проблему, лише підсилює і робить Ваше життя нестерпним.