Чувство вины перед родными, как расставить свою зону комфорта?
Знаете, есть люди, у которых сложная сепарация от родителей, у меня в жизни ситуация такая, что меня воспитывала бабушка. Мама моя не занималась моим воспитанием. Бабушке помогала ее младшая сестра. Ей сейчас 55 лет.
С бабушкой у меня были очень хорошие взаимоотношения и тем кем я стала сегодня я могу сказать спасибо только ей, сейчас ее уже нет в живых. Сестра бабушки своеобразный человек, она многое меняет в деньгах, особенно счастье. Любит обсуждать и сплетничать. Мне такое не интересно. Если в детстве мне хотелось внимания от людей помоложе и я ее любила со всеми ее недостатками. То сейчас во взрослой жизни я поняла одно, ее советы очень стереотипны, она во многом меркантильна и с ней важно держать дистанцию.
Когда я начала от нее отдаляться, она не поняла почему я так к ней отношусь. Сейчас мы если и созваниваемся то по моей инициативе. Осадок от общения всегда остаётся. Знаете, вот у нее есть примеры счастливых и правильных людей, а меня она больше всегда критикует:))) и если в 20 я на это реагировала и принимала и даже слушала, то сейчас во многом я без реакции. Что отталкивает ее ещё больше. С ее сыном я перестала общаться, была неприятная конфликтная ситуация, приблизительно 7 лет назад, она этого не понимает. Никогда не говорит что с ним и в целом я этому рада.
Просто с одной стороны с ее стороны особо никаких отношений по отношению ко мне нет, то она просыпается и говорит приедь в гости, приходи на праздник, мы же родственники...
У меня есть молодой человек, видно что она его критикует. Видно по вопросам которые задаёт, видно как ревнует к маме его. И я не понимаю, почему человек не может нормально начать относиться ко мне, чтобы отношение мое поменялось. Кстати она считает что я наивная дурочка и меня могут настраивать против нее. Хотя этого нет и тараканы прячутся в шкафу:))))
И у меня две мысли: 1) может полностью прекратить общение? (Но мне кажется она может явится ко мне на работу, а эти драммы в коллективе я не хочу выносить до ведома администрации или коллектива. На работе в целом, я думаю не стоит говорить о том были ли у меня родители или не были 2) ограничить до допустимых границ, но тогда как не принимать все на свой счёт и на свою вину?
Знаете, она говорит, мы единственные родные люди.... А я про себя думаю, когда война началась со мной была семья мужа и каждой из вас рядом не было. Ближний познается в беде? Моя свекровь, когда я так поделилась сказала: тебе нужно строить свою семью, а с ними поскольку и честно я с этим согласна!

Відповіді психологів
Здравствуйте.
Хорошо, что вы осознаёте свои чувства к вашей родственнице и имеете пример другого отношения в семье мужа.
цитата:
) может полностью прекратить общение? (Но мне кажется она может явится ко мне на работу, а эти драммы в коллективе я не хочу выносить до ведома администрации или коллектива. На работе в целом, я думаю не стоит говорить о том были ли у меня родители или не были
Вы не обязаны отвечать за посупки другого человека, что бы она не сделала, это ее ответственность. Отделяете себя от других.
цитата:
ограничить до допустимых границ, но тогда как не принимать все на свой счёт и на свою вину?
Какие границы вы считаете допустимыми для вас? На какое общение согласны? За что чувствуете вину? Ваше ли это чувство или навязанное из вне? Вы можете жить по своим правилам, выбирать, что вам чувствовать.
цитата:
И я не понимаю, почему человек не может нормально начать относиться ко мне, чтобы отношение мое поменялось.
Вы ждёте, что она изменится и станет такой как вы хотите? Вы просто избегаете с ней общения и не ставите границы?
Не стоит ждать изменения из вне. Ваша жизнь только в ваших руках. Измениться вы можете только сами.
Вы все правильно понимаете, но вина мешает вам выбирать себя. Надо работать со своими чувствами, разбираться в них.
хех!
Добрий день.
цитата:
ЧУВСТВО ВИНЫ ПЕРЕД РОДНЫМИ
Уточніть, будь ласка,перед ким у вас почуття провини?
Із тексту, що ви далі описали, наче ви говорите про встановлення певних меж із сестрою бабушки.
На яку допомогу ви очікуєте від психологів сайту?
Доповнення від автора питання ·
Все описано в запитанні, чому вони займалися моїм вихованням
Мне кажется, из вашего письма слышится желание прийти в состояние баланса - между любовью и дистанцией, между лояльностью и свободой.
Похоже, вы хотите не просто перестать чувствовать вину, а, возможно, найти свое место в этих отношениях сохраняя уважение и к себе, и ценность к тем, кто был рядом. Это звучит как поиск внутреннего равновесия.
Иногда мы долго стараемся сохранять контакт, потому что внутри живет наша часть, которая боится быть плохой или неблагодарной. Но взрослая позиция - это способность отделять благодарность от долга.
Баланс начинается не с решения прекратить или продолжать общение, хотя иногда это единственно возможный вариант, а с признания своих чувств - раздражения, усталости, обиды, без попытки их обесценить.
Дистанция не всегда про холодность. Чаще это форма заботы о себе и способ оставаться в контакте, который не разрушает, а сохраняет то хорошее, что когда-то было.
И в то же время важно учитывать свою тревогу о возможных последствиях и прежде чем устанавливать дистанцию, полезно укрепить внутреннее ощущение безопасности, убедившись, что вы сможете справиться, даже если другой человек не примет ваши границы.
Доповнення від автора питання ·
Какими методами это можно сделать?
Доброго дня!
Ви пишете: "ЧУВСТВО ВИНЫ ПЕРЕД РОДНЫМИ, КАК РАССТАВИТЬ СВОЮ ЗОНУ КОМФОРТА?"
На мою думку, все, що Ви потім нижче пишете у своєму зверненні до психологів, лише розкриває основне питання заголовку. Тому починати потрібно саме з почуття провини. Яке, швидше за все, сформувалося в далекому дитинстві завдяки тим життєвим обставинам, в яких Ви зростали.
Звісно, я можу лише висловити свої припущення. Адже, щоб дійсно допомогти Вам, необхідно встановити глибинне "коріння" почуття провини. Бо до тих пір, поки воно буде керувати Вами, окреслити власні кордони навряд чи вдасться.
Ви пишете: "меня воспитывала бабушка. Мама моя не занималась моим воспитанием. Бабушке помогала ее младшая сестра". Для дитини батьки - це той самий фундамент, який визначає подальше її життя. І якщо, з якоїсь причини, в житті дитини відсутній хтось із батьків, у дитини може виникнути, от те саме почуття провини. Тим паче, коли відсутні двоє. Чому? Так діє.природа, щоб не дати можливості зруйнувати дитячу психіку образами, претензіями, агресією до тих, хто є частиною самої дитини, тобто, до батьків. Тому дитина завжди звинувачує у всіх ситуаціях себе. При чому, це відбувається несвідомо. Це перше. Друге. Якою б не була люблячою бабуся, вона не зможе заповнити ту порожнечу, в якій повинні бути батьки дитини. Тому, знову ж таки, несвідомо, дитина буде вважати, що то вона якась не така, неправильна, і тому саме вона несе провину за все, що не так в житті.
Певне, коли така дитина дорослішає, нічого такого вона не пам'ятає і не відчуває. І здається, що достатньо розірвати стосунки з кимось із рідних, щоб все стало на свої місця. Та, на превеликий жаль, так не працює. Адже, є рівень підсвідомості, і саме там залишаються сформовані в дитинстві установки, в тому числі, почуття провини за все.
Здравствуйте, Наталья!
цитата:
ЧУВСТВО ВИНЫ ПЕРЕД РОДНЫМИ, КАК РАССТАВИТЬ СВОЮ ЗОНУ КОМФОРТА?
Очень хороший вопрос и запрос, позволяющий обстоятельно разобраться, КАК расставить свою зону комфорта.
Давайте вместе пошагово рассмотрим составляющие проблемы.
Первая - чувство вины.
На ваш взгляд, оно реальное, то есть обоснованное, мол, у вины есть свои причины? Если можете приведите их, только реальные осязаемые...
Кстати, о двух видах вины. Одна - когда человек осознанно причинил другому вред. Другая - надумання самим человеком или навязанная кем-то. В вашем случае сестрой родной бабушки.
Но в любом случае вопрос актуален, как из этого чувства вины выйти? И, главное, куда - в какое состояние, в какие представления о себе, своих правах и возможностях.
Мне кажется, вам мешает опасение, подкрепляемое все той же сестрой бабушки, - ощутить себя НЕБЛАГОДАРНОЙ. А это чувство идет обычно рука об руку с превратным представлением о чувстве долга(!)
Скажите, на каких скрижалях начертано, что вы обязаны выслушивать? -
цитата:
меня она больше всегда критикует
А подобные проявления бабушки обязаны терпеть? -
цитата:
она многое меняет в деньгах, особенно счастье. Любит обсуждать и сплетничать.
Не думаю, что такое мнение о себе вам нравится -
цитата:
Кстати она считает что я наивная дурочка
И вот тут предстоит провести черту, где чувство благодарности и признательности ПРЕВРАЩАЕТСЯ в подавляющее и лишающее свободы чувство долга...
Замечу еще. Свободный и эмоционально зрелый человек сам РЕШАЕТ, каким образом и в какой мере выражать благодарность людям. Его НИКТО не принуждает. Выбор ВСЕГДА за ним. Но свободный-то это как раз тот, кто не ОБРЕМЕНЕН угнетающим чувством вины вдобавок к искаженному чувству долга.
Теперь о зоне комфорта.
Пожалуй, настоящее ваше эмоциональное состояние далеко не радостное и не комфортное. Ощущаете вину, есть множество опасений, вдруг бабушка заявится к вам на работу и т.д.
Как его сделать комфортным?
Для начала встретиться лицом к лицу с дискомфортом, что означает признать свои уязвимые места и начать с ними разбираться. То есть учиться выражать прямо свои эмоции. Необязательно резко и грубо, но конструктивно и по существу. А что - взрослая личность имеет право, на то она и взрослая.
Без этого навыка сложно создавать здоровые отношения. Причем не только с бабушкой, но и с партнером, с друзьями, коллегами и т.д.
На первичном этапе, думаю, будет весьма полезной помощь психолога. Ну и ваши собственные усилия, разумеется.
Відредаговано автором 16-10-2025 17:34:58
Доброе утро!
"То сейчас во взрослой жизни я поняла одно, ее советы очень стереотипны, она во многом меркантильна и с ней важно держать дистанцию." - И очень хорошо, что вы это поняли!
Да бывает так, что вроде родственники, ( формально) но совсем разные люди - по сути и мировоззрению.
"Когда я начала от нее отдаляться, она не поняла почему я так к ней отношусь. Сейчас мы если и созваниваемся то по моей инициативе. Осадок от общения всегда остаётся."
У меня вопрос к вам - а зачем вы к ней сами звоните? Для чего? Если вы приняли решение - уже от нее отдалиться.
Для чего вам общение с ней? С человеком, которым вам неприятно общаться.
Просто потому что, это единственный родственник - который у вас остался на связи? Или почему?
"Знаете, вот у нее есть примеры счастливых и правильных людей, а меня она больше всегда критикует:))) и если в 20 я на это реагировала и принимала и даже слушала, то сейчас во многом я без реакции. Что отталкивает ее ещё больше. "
Ну и хорошо - вы наконецто перестали играть по ее правилам!
Вы перестали ей поддакивать и принимать ее критику в ваш адрес - перестали ей давать эмоции ( очень похоже на вампиризм эмоциональный)
И она сама начала отдаляться - потому что, уже не получает своей выгоды психологической от вас - не на кого сливать свой негатив ей.
"Просто с одной стороны с ее стороны особо никаких отношений по отношению ко мне нет, то она просыпается и говорит приедь в гости, приходи на праздник, мы же родственники..."
Снова же - вопрос - для чего вам это делать? Для галочки? Отыграть роль или что?
Вы продолжаете еще верить в эту иллюзию - семьи... когда по факту, и смыслу - семьи нет и уважения...
"И я не понимаю, почему человек не может нормально начать относиться ко мне, чтобы отношение мое поменялось. Кстати она считает что я наивная дурочка и меня могут настраивать против нее. Хотя этого нет и тараканы прячутся в шкафу:))))"
Ответ прост - она такой человек токсичный и закомплексованый.
И видите боится, что вы прозреете - и начнете жить, (уже без ее влияния) и своим умом!
Потому всячески вас обесценивает, и власти хочет над вами - токсичный нарцисс ( скорее всего)
Вам это все зачем??
"2) ограничить до допустимых границ, но тогда как не принимать все на свой счёт и на свою вину?"
Вам определенно надо - все с ней разрывать!
Если не разорвете, она и дальше будет манипулировать вашими чувствами и виной.
Она манипулятор и лицемерно себя ведет.
Начните с постепенного отдаления - но жесткого. ( держите свои границы)
Если не поможет - то отсекайте все сразу.
Вы имеете на это право!
Но а так, вам конечно с таким сложным прошлым и токсичными родственниками - однозначно нужна психотерапия.
Потому что вам - ее токсичное влияние однозначно искалечило во многом.
Вам нужно учиться жить своей Жизнью - и выбирать себя!
Вы никому нечего не должны - кроме себя и своей новой семьи.
Вот вам война показала - кто есть кто! И для кого вы действительно важны - новая ваша семья ( прислушайтесь к свекрови)
Она вас вытягивает с этого болота...
Вам очень повезло со свекровью)) Мудрая женщина!
( в противовес вашим родственникам) видимо.
Ваша тітка не просто родичка, а людина, яка звикла мати над вами вплив. Колись це виглядало як турбота, тепер як контроль, замаскований під родинний обов’язок. Її критика і спроби втримати контакт не про любов, а про страх втратити значення у вашому житті
Тут не про вибір між спілкуватися чи ні, а про межі. Якщо після кожної розмови залишається осад це вже відповідь. Віддалятися не зрада, а форма турботи про себе. Почуття провини, яке вона намагається активувати фразами про єдину рідню, не ваше, а її. Ваш напрямок простий: залишайте тільки той рівень контакту, який не шкодить вашому спокою
Доповнення від автора питання ·
Дякую Андрій, Ваша порада вона є дуже влучною!!!