Последняя встреча: нормально ли завершать терапию без прощания?
Я работал с психологиней на протяжении трёх с половиной лет. Причина обращения была — мое неумение общаться с женщинами. Изначально это были живые встречи, потом я переехал в другую страну, и встречи стали онлайн
Так получилось, что в этот период времени я пристрастился к психоактивным веществам. Психологиня не работала с зависимостями
Она мне рекомендовала найти другого психолога по месту жительства и работать с ним офлайн. Я не хотел этого делать: мне сложно было говорить о своих переживаниях другому человеку. Но к ней я уже привык и научился доверять
Я пробовал сам завязать со своей вредной привычкой. У меня этого не получилось. На последней сессии я был после употребления психоактивных веществ (принимал их за день до сессии). У меня биполярное расстройство и я пребывал в сильной депрессии. Я тогда сам принял решение обратиться за помощью в реабилитационный центр. Мы попрощались, и я сказал, что позвоню, когда выйду из реб. центра.
В реб. центре я провел 3 месяца, после возвращения я написал ей и планировал продолжить терапию. Она мне ответила, что это невозможно, пожелала удачи и сказала, чтобы я искал другого психолога по месту жительства.
Я попросил про последнею встречу, чтобы завершить терапию и попрощаться, она перестала мне отвечать, а потом добавила в черный список.
Вопрос: насколько это нормально — вот таким образом завершать терапию?
Я понимаю, что я не самый лучший клиент, и мало кто из психологов со мной бы захотели работать. Но с ней же мы работали три с половиной года, и я уже очень привык к ней. Она была для меня единственным в жизни близким человеком, с которым я мог искренне поделиться своими переживаниями. С другими людьми я контактирую поверхностно, оболочкой. Мне чуть больше 30, ей почти 60. Она была для меня как учитель, как старший наставник, мне всегда хотелось быть похожим на неё.
Сейчас у меня внутреннее опустошение и душевная боль, хоть уже и прошло много времени — скоро будет два года. Я уже принял факт, что терапии больше не будет, в этом я на 100% сам виноват, но мне важна эта последняя встреча. Я пытался еще несколько раз ей написать и просил про последнею встречу, но она меня блокирует и не отвечает. На последней встрече я хотел рассказать ей одну историю из своей жизни и узнать её мнение об этом. Для меня это важно. Я эту историю никогда никому не рассказывал. Но увы, это не возможно сделать.
Это нормальная практика — заканчивать терапию без прощальной встречи?

Відповіді психологів
Доповнення від автора питання ·
Еще хотел добавить, что она вполне заслуженно решила прекратить сессии, — в этом исключительно моя вина, в этом я её полностью понимаю. Я хотел просто узнать, насколько это правильно — завершать терапию без последней сессии, без прощания. Нормально это или нет? Я себя просто чувствую каким-то покинутым. Очень сложные чувства из-за этого. Мне кажется у меня какая-то эмоциональная зависимость от неё. Навязчивая идея рассказать ей историю из своей жизни и узнать её мнение об этом.
Повода для отчаяния нет.
Психолог имеет свой круг специализаций и интересов, в рамках которых он способен помогать клиентам. Ваша проблема вне компетенций Вашего психолога, поэтому она рекомендовала найти другого специалиста.
Психологи - те же люди. Им тоже свойственна избирательность в работе. И это скорее плюс, чем минус. Ведь если специалист не готов сопровождать, например, зависимых, депрессивных, то он может начать терять свою нейтральную позицию.
И лучше не издеваться ни над собой, ни над клиентом, который доверяет что-то личное и важное другому человеку.
Конечно, было бы желательно, чтобы психолог встретилась с Вами и объяснила ситуацию. Но психолог имеет право отказаться от клиента, сообщив ему об этом аккуратно, прямо и честно.
Доповнення від автора питання ·
↩ Реакція на відповідь № 385864 для Ирина Константиновна
Благодарю вас за проявленный интерес!
Здравствуйте. Это правда тяжело - после такой долгой связи просто остаться без ответа. С терапевтической стороны - да, так завершать не ок, прощальная встреча была бы важна. Но она, видимо, испугалась или почувствовала, что не справится, и просто закрылась. Но тут нужно помнить, что терапевты и психологи- тоже люди)
Ваша боль - нормальна. Это потеря. Вы привязались, доверились, и это доверие оборвалось резко. Это может ощущаться как брошенность. Это переживается долго. Если всё ещё тяжело, можно пройти через это с другим терапевтом. И, возможно, всё-таки рассказать ту самую историю, она заслуживает быть услышанной.
Доповнення від автора питання ·
↩ Реакція на відповідь № 385882 для Анастасія Виноградова
Спасибо вам за ответ!
Нет, это абсолютно не ок и недопустимо. Если терапевт о чем-то переживала, то есть для этого супервизии и личная терапия.
И вопрос тут не в том, что вы не такой клиент, а в том, что она повела себя очень не профессионально.
Я бы рекомендовала вам обратиться к другому терапевту, чтобы прожить свои переживания и отпустить ту ситуацию.
А скажите, вы начали употреблять и терапевт сразу вас направила к другому специалисту, но после все равно продолжила работать с вами? Или я не так поняла?
Доброго дня. Чую, що психолог була важливою для вас дуже. І що таке прощання без прощання було дуже емоційно важким. Співчуваю про це й бажаю вам відгорювати цю втрату та знайти спеціаліста, з яким зможете піти далі в роботі.
Так, психолог має право не працювати з клієнтом, якщо запит виходить за межі компетенції або ресурсів фахівця (не знаю як працювати з таким запитом/на маю сил з таким працювати/не хочу з таким працювати).
Так, в ідеалі провести завершальну зустріч із клієнтом, під час якої пояснити ситуацію.
На жаль, не завжди люди можуть діяти ідеально.
P.S. Якщо між вами наперед була домовленість, що у випадку вживання психоактивних речовин, терапія буде припиненою, - то факт вживання ставить крапку в терапії. Хоча завершальна зустріч є бажаною.